В Художественном музее Уолтерса, расположенном в пригороде Балтимора штат Мэриленд хранится один из самых ранних сохранившихся до наших дней солдатиков. Это бронзовая фигурка рыцаря-всадника, правая рука которого когда-то сжимала копье. Копье не сохранилось, возможно, оно было деревянным. Фигурка выполнена в примитивном стиле и больше напоминает германские глиняные игрушки из Нюрнберга и Констанца. См. пост «Первые солдатики из оловянно-свинцовых сплавов. Формы с вкладышами». Безыскусная форма статуэтки позволяет предположить, массовый выпуск подобных солдатиков. Однако до наших дней сохранились очень не многие образцы. Большая часть, вероятно, была сломана или потеряна своими маленьким владельцами в процессе долгого использования.
Рыцарь, бронза, 37 x 43 x 17 мм, XIII-XIV вв. Художественный музей Уолтерса, Балтимор,США. |
Гораздо большей детализацией обладает фигурка атакующего рыцаря на коне в экипировке характерной для XII века, которая хранится в Лувре. Воин вооружен копьем и мечом (можно рассмотреть рукоять выглядывающую из-под щита), на голове конический шлем, в левой руке удлиненный миндалевидный щит прикрывающий тело от плеча до колена. На ногах пара заостренных шпор. Исследователи считают, что когда-то фигура была прикреплена к колесной платформе по типу известных бронзовых рыцарей императора Максимилиана I (о них речь пойдет ниже). На левом боку рыцаря имеются многочисленные мелкие царапины и следы ударов, скорее всего нанесенные второй такой же фигурой в процессе детских игр. Вполне возможно игрушка принадлежала сыну рыцаря, изучавшему таким образом боевые приемы и снаряжение настоящих рыцарей.
Рыцарь на коне, бронза, высота 90 мм, ок.1180-1200,
Франция или Англия. Лувр, Париж, Франция.
Фото: Instagram, @marina.viallon
Что касается штучных художественных предметов, то к XIII веку в Западной Европе литье бронзовых изделий и в частности статуэток изображающих рыцарей было на весьма высоком уровне. Характерный пример, бронзовый подсвечник в виде рыцаря в тяжелом шлеме типа топхельм на коне. Он достоверно воспроизводит доспех того времени и образ всадника и коня в целом. Большие антропоморфные глаза у коня и общий стиль статуэтки напоминают игрушечных оловянных рыцарей найденных в Германии (Констанц), Нидерландах (Дордрехт) и Англии (Лондон). См.пост «Игрушки из оловянно-свинцовых сплавов XIII - XVI веков. Пустотелое литье».
Подсвечник – рыцарь на коне, бронза, XIII век, Мюльхаузен, Тюрингия, Нижняя Саксония. Фото: Genevra Kornbluth. |
Еще один подсвечник, в виде боевого слона с башней и лучником, интересен тем, как средневековый мастер представлял себе никогда ранее невиданное им экзотическое животное, опираясь, по-видимому, на изображения в манускриптах.
Подсвечник – боевой слон с башней, медный сплав, 157 х 120 мм, сер.XII века, Магдебург. Германский национальный музей, Нюрнберг. |
И конечно одно из самых знаменитых произведений мелкой пластики раннего средневековья - бронзовая статуэтка франкского короля. По сложившейся традиции считают, что она изображает Карла Великого, но современные исследователи опровергают это мнение. Скорее всего, перед нами собирательный образ франкского государя – воина и правителя, подобного императорам античности. Примечательно, что фигура коня была использована повторно от какой-то другой статуэтки, и принадлежит к эпохе поздней Римской империи. Сам всадник датируется 870 годом и возможно был изготовлен по заказу архиепископа Дрогона из Меца. В это время в Меце проходила коронация Карла Лысого, внука великого императора франков. Кстати, еще одного претендента на изображаемую фигуру. Всадник мощной комплекции и с пышными усами выполнен в реалистичной манере. В левой руке он сжимает державу. В правой когда-то был меч или жезл, ныне утраченный.
Франкский король, бронза, 870 г, высота 235 мм. Лувр, Париж, Франция. |
Интереснейшим изобразительным источником, позволяющим предположить, как могли выглядеть не сохранившиеся до нашего времени металлические рыцари-игрушки являются акваманилы или водолеи. Они получили широкое распространение в Западной Европе в XII – XVI веках и представляли собой бронзовые (реже глиняные или из драгоценных металлов) сосуды в виде животных, людей, всадников и мифологических персонажей. Служили акваманилы для омовения рук в ритуальных или бытовых целях. Изготовлялись методом литья по выплавляемым восковым моделям в мастерских Бельгии, Франции, Голландии (регион реки Маас) и в Нижней Саксонии. Примечательно, что в XIX веке на волне общего интереса к искусству средневековья, множество мастерских в Германии занимались копированием средневековых водолеев, а в некоторых школах декоративно-прикладного искусства воспроизведение старинных сосудов входило в образовательный процесс. Позволю привести здесь небольшую коллекцию этих изделий изготовленных в виде конных рыцарей. На последнем фото акваманил передает образ охотника с соколом, популярный сюжет для средневековых оловянных игрушек и значков. См. посты «Первые солдатики из оловянно-свинцовых сплавов. Формы с вкладышами» и «Средневековые значки пилигримов и светские значки».
Рис.1. Акваманил, бронза, 452 х 127 х 38 мм, XIV в., Нижняя Саксония, Германия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.
Рис.2. Акваманил, бронза, 1150-1199 . Художественный музей Филадельфии, США.
Рис.3. Акваманил, бронза, 1200-1299 . Датский национальный музей, Копенгаген, Дания.
Рис.4. Акваманил, бронза, 1200-1299 . Датский национальный музей, Копенгаген, Дания.
Рис.5. Акваманил, медный сплав, 333 х 250 х 112 мм, 1275-1300. Британский музей, Лондон
Великобритания.
Рис.6. Акваманил, медный сплав, 268 х 252 х 95 мм, XV в. Нюрнберг, Германия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.
Рис.7. Акваманил, медный сплав, 373 х 327 х 143 мм, 1250. Хильдесхайм, Нижняя Саксония, Германия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.
Рис.8. Акваманил, бронза, XIV век. Национальный музей. Национальный музей Барджелло
Флоренция, Италия.
Рис.9. Акваманил, медный сплав, 347 х 285 х 120, XIII в. Нижняя Саксония, Германия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.
К счастью в коллекциях европейских музеев хранятся и реальные игрушечные рыцари из бронзы, например принадлежавшие императору Священной Римской империи Максимилиану I (1459 – 1519).
Максимилиан I, император Священной Римской империи. П.П.Рубенс, 1618. Музей истории искусств, Вена, Австрия. |
Император Максимилиан I, известен не только как реформатор государственных систем Германии и Австрии, собиратель державы Габсбургов и покровитель искусств, но еще и как большой любитель рыцарских турниров и рыцарства вообще. Еще в детстве, занятиям грамматикой и точными науками Максимилиан отдавал предпочтение физическим упражнениям, охоте и конечно играм.
Игры юного императора Максимилиана I, фрагмент. Ксилография. Ганс Бургкмайер, 1516. |
На гравюре известного немецкого художника Ганса Бургкмайера (Hans Burgkmair, 1473 - 1531) изображены игры юного Максимилиана, в том числе с настольными фигурами рыцарей. Похожий рыцарь, изготовленный в 1520 году, сохранился в семье Holzschuber из Нюрнберга. Всадник и лошадь выполнены из дерева, а доспехи из металла. В 1516 году Максимилиан I заказал пару подобных фигур у мастера оружейника Коломана Кольмана Хельмшмидта (1470/1471-1532) для Людовика II, будущего короля Венгрии, Богемии и Хорватии.
Мастер Коломан Кольман Хельмшмидт и его жена Агнесса Брей. 1500-1505 гг. Jörg Breu the Elder, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид. |
Настольная фигура рыцаря, 1520. Немецкий музей, Мюнхен. Принадлежала семье Holzschuber из Нюрнберга. |
Кроме конных рыцарей существовали и пешие подобные изображенным на миниатюре из рукописи «Сад утех» Герpaды Ландсбергской. Веревочки, пропущенные сквозь тела рыцарей, служили для управления игровым процессом. В ногах игрушек, скорее всего, был вшит утяжелитель, что бы сохранить вертикальное положение фигур. Конические шлемы с наносниками, короткие кольчуги, мечи, и длинные щиты воинов соответствуют доспехам XII в.
Миниатюра из рукописи «Сад утех» (Hortus deliciarum), 1175, Герpaда Ландсбергская. |
Особый интерес представляют бронзовые фигуры рыцарей из замка Амбрас в окрестностях Инсбрука, принадлежавшие внукам императора Максимилиана I. Это бронзовые литые всадники, кони которых поставлены на колесные платформы. Всадники свободно снимаются с коней. Игрушки могут быть приведены в движение системой шнуров и шкивов установленной в нижней части тележки. В настоящее время они хранятся в венском музее истории искусств в Австрии. Такие же рыцари имеются в экспозициях музея Фердинандиум (Инсбрук) и Венгерском национальном музее (Будапешт). Всего в мире известно о шести (по другим данным восьми) фигурах из бронзы или латуни, часть из которых не сохранила своих коней. Пять фигур экипированы для участия в конных поединках типа Реннен (нем. Rennen - "скачка"), и одна для Гештехе (нем. Gestech). В первом виде соревнования использовались острые тонкие копья и более легкие, чем в Гештехе доспехи - т.н. Реннцойг. Облегченная кираса не могла обеспечить защиту от ударов копий, их принимал на себя тарч – специальный щит, сделанный из дерева и обтянутый кожей. Тарч плотно прилегал к левой стороне груди. На кирасу монтировался шлем типа салад. Толстые полосы стали служили защитой таза и бедер. Поединки проходили без пауз между сшибками, на полной скорости.
Доспех реннцойг - короля Филиппа I, сына Максимилиана I, 1490. Музей истории искусств, Вена, Австрия. |
В Гештехе использовались толстые копья с затупленным наконечником и усиленный тяжелый полудоспех - штейхцойг. На короткую кирасу слева крепился небольшой щит, справа массивный крюк для копья. Снизу к нагруднику присоединяли набрюшник, а к нему защиту бедер и колен в виде дугообразных полос из толстой стали. Сверху на нагрудник крепился тяжелый закрытый шлем типа «жабья голова». Между сшибками следовали перерывы, когда рыцари возвращались на исходные позиции, поправляли доспехи и брали новые копья.
Доспех штейхцойг, 1480-1540 гг. Вустерский музей искусств, США. |
По стилистическим особенностям доспехов, можно предположить, что фигуры были изготовлены приблизительно в 1480, 1490 и 1500 годах. Несмотря на различия, специалисты считают, что все они происходят из одной мастерской на юге Германии, наиболее вероятно из знаменитого немецкого центра производства игрушек – Нюрнберга. По другим данным эти игрушечные рыцари были изготовлены на литейном заводе в Митлау близ Инсбрука, основанном императором Максимилианом I в 1503 году для производства огнестрельного оружия. Мастерами оружейниками навербованными из города Нюрнберга.
Рыцари-игрушки. Миниатюра из рукописи «Книга одежд» (Trachtenbuch), 1520-1560, Маттеус Шварц, Аугсбург. |
Источники:
1. Helmut Nickel - The Little Knights of the Living-Room Table\ The Metropolitan Museum of Art Bulletin, New Series, Vol. 25, No. 4 (Dec., 1966), pp. 170-184.
2. Ryska Goodwyfe Shipbuilder, Barony of Madrone - Horsey Toys\ MKA- Rischa Leinweber, Seattle, WA, Winter, 2006.
3. Носов К.С. - Рыцарские турниры. - СПб: "Полигон", 2004.
4. Shrunken Treasures: Miniaturization in Books and Art. - The Walters Art Museum, Baltimore, 2009.
5. Checkmate! Medieval People at Play. - The Walters Art Museum, Baltimore. 2010.
6. Эжен Виолле-Ле-Дюк. Жизнь и развлечения в средние века. – Евразия, 2014.
7. Барекян К.Ш. Средневековый акваманил: оригинал и копия. Новый взгляд на атрибуцию акваманилов из коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014.
8. Е. Ю. Басаргина, О. В. Иодко, М. В. Поникаровская, И. М. Щедрова. Архив Кунсткамеры. Из истории первых археологических коллекций: собрание акваманилов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ranar.spb.ru/rus/vystavki/id/458
9. Сидоров А. Статуэтка Карла Великого. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dev-new.postnauka.ru/faq/67355
10. Pierrre Terjanian. The Last Knight. The Art, Armor and Ambition of Maximilian I. - The Metropolitan Museum of Art, New York, 2019.
10. Pierrre Terjanian. The Last Knight. The Art, Armor and Ambition of Maximilian I. - The Metropolitan Museum of Art, New York, 2019.
11. Инстаграм-блог Marina Viallon (Musée du Louvre). https://www.instagram.com/p/BjvHI92Dmfa/?igshid=5779almxlgv9
12. Joseph Strutt. The sports and pastimes of the people of England : including the rural and domestic recreations, May games, mummeries, shows, processions, pageants, and pompous spectacles, from the earliest period to the present time. - London : Printed for William Reeves, 1830.
Иллюстрации:
Рис.1. Рыцарь. Южная Германия, ок.1490. Латунь, высота 72 мм. Из коллекции C. O. Kretzschmar von Kienbusch.
Рис.2. Рыцарь. Предположительно Митлау, ок.1510 г. Бронза, 73 х 37 х 24 мм. Тирольский государственный музей Фердинандеум, Австрия, Инсбрук. Фигурка рыцаря без коня была обнаружена в 1875 году в Инсбруке во время строительства Welsergasse.
Рис.3-6. Игрушечные рыцари Максимилиана I. Бронза, 1500г, 135 х 120 мм и 140 х 110 мм. Музей истории искусств, Австрия, Вена.
Рис.7. Игрушечный бронзовый рыцарь, XV век, коллекция сэра Frederic Eden. Колеса и копьё утрачены. Настоящее местонахождение неизвестно. Иллюстрация из книги Joseph Strutt "The sports and pastimes of the people of England ", 1830.
Музеи:
The Walters Art Museum
Художественный музей Уолтерса, США, Балтимор.
Germanisches Nationalmuseum
Германский национальный музей, Германия, Нюрнберг.
Musée du Louvre
Лувр, Париж, Франция
Metropolitan Museum of Art
Метрополитен-музей. США, Нью-Йорк.
Philadelphia Museum of Art
Художественный музей Филадельфии, США, Филадельфия.
National Museum of Denmark
Nationalmuseet
Датский национальный музей, Копенгаген, Дания.
British Museum
Британский музей, Великобритания, Лондон.
Museo Nazionale del Bargello
Национальный музей Барджелло, Италия, Флоренция.
Kunsthistorisches Museum
Музей истории искусств, Австрия, Вена.
Deutsches Museum
Немецкий музей, Германия, Мюнхен.
Worcester Art Museum
Вустерский музей искусств, США, Вустер.
Tiroler Landesmuseum Ferdinandeum
Тирольский государственный музей Фердинандеум, Австрия, Инсбрук.
Thyssen-Bornemisza National Museum
Музей Тиссена-Борнемисы, Испания, Мадрид.
Комментариев нет:
Отправить комментарий