суббота, 22 сентября 2018 г.

Древнеримские фигурки из металла.

У статьи есть продолжение:

Древний Рим – величественная цивилизация древнего мира. Во II веке н.э. в пору наибольшего могущества влияние Рима простиралось от современной Англии на севере до Эфиопии на юге и от Ирана на востоке до Португалии на западе. Культурное наследие Древнего Рима вместе с древнегреческой культурой стало основой современной европейской цивилизации. Достигнув небывалых высот во многих областях жизнедеятельности, римляне оставались весьма религиозными по своей сути.

Lar, Ancient Rome, copper, castings
Лар, медный сплав, 80 мм, река Бойн, Ирландия. 
Национальный музей Ирландии, Дублин.

В каждом доме в семейном зале над очагом находилось священное место - шкафчик, в котором стояли фигурки домашних богов Лар и Пенатов. Лары духи-покровители общины, дома, площадей, дорог и священных деревьев, иногда отождествлялись с умершими родственниками. Пенаты боги-хранители домашнего добра и благополучия семьи, выбирались главой семейства и считались также его персональными покровителями. Маленькие статуэтки Пенатов римляне брали с собою в долгие путешествия, как оберег и напоминание о родном очаге. Все хорошее, что происходило в жизни семьи, связывали с влиянием домашних богов, с ними советовались, благодарили при рождении детей, при свадьбе, при возвращении главы семьи и проч. В случае переселения в другое место домашние боги также переезжали вместе с семьей. Производство фигурок из дерева, глины, слоновой кости, серебра или других металлов в зависимости от достатка владельцев, носило массовый характер. Только на территории Великобритании обнаружено более 700 металлических антропоморфных статуэток.

Figurines of the Gods, Ancient Rome, castings, bronze
Группа римских богов, найденная в Девайзесе графство Уилтшир, Англия, 3 век н.э., ок. 100 мм,  бронза. Британский музей, Лондон 

Одним из древнейших и наиболее почитаемых римских богов был Марс – родоначальник и хранитель Рима. В древности он считался богом плодородия, со временем стал богом войны и мужской мощи. Входящий в триаду богов-хранителей римского государства (Юпитер, Марс и Квирин), Марс был и богом государственной жизни. Заселение новых мест, основание новых государств воинственные жители средней Италии предпринимали, не иначе как заручившись его поддержкой. Весной и осенью в честь Марса совершалось много праздников, с жертвоприношениями, процессиями, священными плясками и особыми обрядами. Весной они символизировали готовность римлян к битвам, пробуждение их военной мощи после зимней спячки. Осенью необходимо было очиститься от жестокости и кровопролития проявленных во время войн. В западных римских провинциях Марса часто отождествляли с главными местными территориальными и племенными богами.

Statue of Mars, Ancient Rome, marble
Статуя Марса, конец I в. н. э., 3600 мм, мрамор. 
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Атрий. 
Среди археологических артефактов связанных с Древним Римом в музеях мира хранится довольно много небольших металлических фигурок воинов. Часть из них исследователи считают культовыми предметами, т.е. изображениями богов или вотивными фигурками для подношения храмам. В образе воина всегда предстает бог Марс, верхом или пешим. Пеший обычно стоит в классической позе с поднятой вверх на уровень головы правой рукой держащей копье. Левая рука опущена вниз и придерживает щит, поставленный на землю. Марс одет в короткую тунику, панцирь и шлем с высоким гребнем. Конные фигурки Марса характерны для римской провинции Британия. На всаднике обычно надет плащ, и шлем с высоким гребнем, левая рука со щитом, в правой руке копье. Британские исследователи, изучив фигурки лошадей из Линкольншира и Кэмбриджшира (детали сбруи, положение ног и хвоста) пришли к выводу о высоком уровне владения искусством верховой езды у романо-бриттов.


Другой тип фигурок – декоративные, они использовались как украшение интерьера жилищ. Среди них выделяются фигурки воинов-гладиаторов, которые в связи с огромной популярностью гладиаторских игр изготавливались на всей территории Римской империи. Зародившись как погребальный обряд ритуальных поединков к 106 году до н.э. гладиаторские игры превратились в публичное зрелище, обязанность по устройству которых взяло на себя государство. В эпоху расцвета игр гладиаторы обучались в специально обустроенных школах, получали качественную медицинскую помощь (до 90% раненых оставались в живых) и жалованье (примерно годовое жалованье римского солдата за один бой), в поединках разрешали участвовать женщинам (с 63 года н.э.), игры носили массовый характер (например, в 65 году до н.э. было задействовано 320 пар бойцов). За время существования гладиаторских игр сложилась довольно обширная классификация типов гладиаторов. Отличались они в основном оружием и защитным вооружением, что соответственно накладывало отпечаток на тактику ведения боя. Наиболее часто встречаются фигурки фракийцев, гопломахов, ретиариев, мурмиллонов и секуторов.

Gladiators, Ancient Rome, Mosaic
Бой гладиаторов, ок.250 г., напольная мозаика в римской вилле. 
Ненниг-на-Мозеле, Германия.
Фракиец – воин вооруженный кривым фракийским мечом sicca, длиной около 34 см. Его голову хорошо защищал крупный шлем увенчанный фигуркой грифона, символом богини возмездия Немезиды. Небольшой квадратный или приплюснутый щит с металлическим умбоном в центре дополнялся защитой для ног – длинными поножами. Рука с мечом и бедра защищались стегаными накладками. Комплекс вооружения фракийца предполагал подвижную манеру ведения боя, со стремительными атаками и грациозными уходами от выпадов соперника. 


Гопломах – тяжеловооруженный воин, снаряжение которого напоминало греческого гоплита. Основное оружие – длинное копье (до 183 см), вспомогательное – короткий кинжал. Гопломах носил крупный шлем с полями и круглый бронзовый щит изогнутой, чашеобразной формы диаметром около 45 см, что значительно меньше щита гоплита. Масса щита позволяла использовать его в качестве оружия. Ноги защищали длинные поножи поверх стеганых накладок или своеобразных стеганных брюк. Защита для рабочей руки – манника, и пояс завершали экипировку.

Gladiators, Ancient Rome, Mosaic
Бой гладиаторов, ок.300 г., напольная мозаика в римской вилле.
Музей и галерея виллы Боргезе, Рим, Италия
Ретиарий – самый легковооруженный воин. Из защитного снаряжения ему полагалась лишь стеганая накладка на левую руку и металлическая пластина на левом плече, которые позже были заменены на кольчужный рукав. Оружием служил трезубезц на толстом деревянном древке, короткий нож и рыболовная сеть. Тактика ретиария, используя свою скорость и проворство поймать противника сетью и заколоть трезубцем. 


Мурмиллон – свое название получили за характерный шлем с широкими полями, украшенный высоким гребнем с конским волосом и перьями и иногда металлическими чешуйками или изображением рыбы (лат. «murmillos» — «морская рыба»). Для защиты имели длинный прямоугольный выпуклый щит из склеенных слоев древесины схожий с легионерским. Центр и края щита укреплялись бронзовыми накладками. Правая рука от запястья до плеча защищалась доспехом, на правой ноге поножа на стеганной подкладке. Экипировку мурмиллона завершали треугольный набедренник, широкий поясной ремень и обмотки из войлока и ткани на ступнях. Вооружение - прямой короткий (до 60 см) римский меч гладиус, предназначенный в первую очередь для колющих ударов. Общий вес снаряжения достигал 18 килограммов. 



Секутор – разновидность мурмиллона, защитное вооружение, которого было адаптировано для схваток с ретиарием. В первую очередь это касалось шлема. С него были убраны все выступающие элементы, что бы за них не зацепилась сеть противника и усилена защита лица, что впрочем, значительно ухудшило обзор.
Helmet, Gladiator, Ancient Rome, bronze
Гладиаторские шлемы, I в.н.э., бронза, Помпеи. 
Национальный археологический музей в Неаполе.

Третий тип металлических фигурок воинов – игрушки. Не всегда представляется возможным однозначно идентифицировать древнюю статуэтку как игрушку, и, тем не менее, таковые встречаются. На иллюстрациях ниже представлены литые двухсторонние плоские игрушки из свинца. При их изготовлении применялась двухчастная литьевая форма, подобная тем, что многими столетиями позднее стали использовать для производства оловянных солдатиков. Первая фигурка – легионер в классическом снаряжении и вооружении (большой прямоугольный выпуклый по продольной оси щит скутум, короткий меч гладиус, панцирь и шлем с защитой щек, подбородка и затылка). Кроме изображенных на фигурке предметов в стандартный набор легионера входил короткий широкий кинжал с T-образной рукояткой и дротик пилум.

Legionary, Ancient Rome
Римский легионер, 2 век н.э. 
Реконструкция.

Фигурка воина атакующего врага копьем, обнаружена болгарскими археологами при раскопках древней крепости Урвич. Во времена позднего Рима на месте крепости находился древнеримский форт. Художественный стиль фигурки характерен для периода последовавшего после правления императора Константина Великого, когда глаза изображались в увеличенном виде. Еще один воин – всадник в плаще, хранится в Британском музее. Из частной коллекции известна напоминающая его по стилю изготовления подставки фигурка всадника на слоне. Следующая композиция известна в двух экземплярах, разной степени сохранности. Она изображает бой двух гладиаторов фракийца и мурмиллона. Мнения ученых о предназначении этой фигурки разделились из-за наличия на подставке колец. Одни считают её игрушкой, другие декоративным элементом, например ручкой от ларца или фибулой. Далее представлен еще один вариант фигурки боя гладиаторов с подставкой на кольцах. И завершают раздел плоских свинцовых фигурок изображения богини Венеры с обнаженным торсом и каменная форма для литья трубача. В Римской армии трубач - корницен (cornicen), являлся младшим офицером и получал двойное жалование. Его основной задачей было с помощью звуковых сигналов отдавать приказы легионерам, также он был помощником центуриона. В строю корницен находился рядом с другими младшими офицерами:  тессерарием и сигнифером (несшего эмблему когорты, манипула или центурии).

Трубач римской армии. 1-2 в. н. э.
Реконструкция.

Остается добавить, что, по мнению исследователей, фигурки первого и второго типов вполне могли со временем использоваться для детских игр, даже если не предназначались для этих целей при изготовлении.

Источники:

1. Art of the Ancient World. Volume XIX. Royal Athena Galleies. 2008

2. Art of the Ancient World. Volume XVIII. Royal Athena Galleies. 2007
3. Cínové figurky. Kulturbund NDR Stadtmuseum Weimar. - Berlin : Kulturbund der DDR. 1979
4. Emma Durham - Depicting the gods: metal figurines in Roman Britain. Internet Archaeology, 31, 2012. http://intarch.ac.uk/journal/issue31/durham_toc.html
5. Jaime Marie Layne – The enculturative function of toys and games in ancient Greece and Rome. 2008
6. Henry Harris. - Model Soldiers. London: Octopus Books, 1972. 
7. Боги древнего Рима. Русская историческая библиотека. http://rushist.com/index.php/greece-rome/726-bogi-rima

8. Гуляева Н.П. - Самниты первые гладиаторы Рима. Мнемон. Выпуск 11. СПГУ. 2012
9. Махалюк А. – Римские войны. Под знаком Марса. Центрполиграф. 2010. ISBN 978-5-9524-4537-6
10. Руперт Мэттьюз. - Гладиаторы. Мир книги. 2006. ISBN: 5-486-00803-1
11. Коннолли П. - Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. «Эксмо-Пресс». Москва, 2000.

Иллюстрации:


Mars, Figurine, Ancient Rome, bronzeMars, Figurine, Ancient Rome, copper alloyMars, Figurine, Ancient Rome, bronze

Рис.1. Марс, 2 век н.э., 85 мм, бронза, Художественный музей Нашера, Дарем, США.
Рис.2. Марс, 43 – 400 гг н.э., 58 мм, медный сплав, Британский музей, Лондон.
Рис.3. Марс, 2-3 век н.э., 70 мм, бронза, Частная коллекция.

Mars, Figurine, Ancient Rome, bronze
Рис.4. Марс на коне. 3-4 век н.э., 59 х 46 мм., медный сплав, Британский музей, Лондон
Mars, Figurine, Ancient Rome, copper alloy

Mars, Figurine, Ancient Rome, copper alloy

Mars, Figurine, Ancient Rome, copper alloy

Рис.5. Марс на коне.43 – 410 гг н.э., 94 х 172 мм, медный сплав, Британский музей, Лондон

gladiator, thracian, Ancient Rome, bronzegladiator, thracian, Ancient Rome, copper alloygladiator, Ancient Rome, bronzegladiator, thracian, Ancient Rome, bronze

Рис.6. Фракиец, 1-2 век до н.э., 96 мм, бронза. Британский музей, Лондон.
Рис.7. Фракиец, 1-2 век н.э., 90 мм, медный сплав. Британский музей, Лондон.
Рис.8. Гладиатор, бронза, Национальный музей Шотландии, Эдинбург
Рис.9. Фракиец, 1-2 век н.э., 135 мм с подставкой, бронза. Британский музей, Лондон.


Hoplomachus, gladiator, Ancient Rome, bronzegladiator, Ancient Rome, bronzeRetiarius, gladiator, Ancient Rome, bronzeRetiarius, gladiator, Ancient Rome, bronze

Рис.10. Гопломах. 2 век н.э., 99 мм, бронза. Новый музей, Берлин.
Рис.11. Гладиатор, 1-2 в н.э., 75 мм, бронза, Частная коллекция.
Рис.12. Ретиарий. 1-2 век н.э., 76 мм, бронза. Британский музей, Лондон.
Рис.13. Ретиарий. 1-2 век н.э., 72 мм, бронза. Галерея древнего искусства Hixenbaugh, Нью-Йорк.

Murmillo, gladiator, Ancient Rome, bronzeMurmillo, gladiator, Ancient Rome, bronzeMurmillo, gladiator, Ancient Rome, bronzeаgladiator, Ancient Rome, bronze

Рис.14. Мурмиллон, 130 мм с подставкой, бронза, Калифорнийский институт мировой археологии.
Рис.15. Мурмиллон, 1 век н.э., 64 мм, бронза. Частная коллекция.
Рис.16. Мурмиллон, 2 век н.э., 83 мм, бронза. Частная коллекция.
рис.17. Гладиатор, 1 в н.э., 59 мм, бронза, Музей Гетти, Лос-Анджелес.


Secutor, gladiator, Ancient Rome, bronzeSecutor, gladiator, Ancient Rome, bronzeSecutor, gladiator, Ancient Rome, bronze

Рис.18. Секутор, 78 мм, 1 век н.э., бронза.
Рис.19. Секутор, 3 век н.э., 145 мм с подставкой, бронза, частная коллекция.
Рис.20. Секутор, 1-3 век н.э., 90 мм, бронза, Галерея древнего искусства Hixenbaugh, Нью-Йорк.

Legionary, Ancient Rome, lead, flat figurinesoldier, spear, Ancient Rome, lead, flat figurine


Рис.21. Легионер, 3 век н.э., свинец.
Рис.22. Солдат с копьем, 5 век н.э., 53 мм, свинец, крепость Урвич, Болгария.

horseman, flat figurine, Ancient Rome, leadelephant rider, flat figurine, Ancient Rome, lead

Рис.23. Всадник. 1-2 век н.э., 43 мм, свинец. Британский музей, Лондон.
Рис.24. Всадник на слоне. 4-8 век н.э. 45x42 мм, свинец. Частная коллекция.

gladiator, flat figurine, Ancient Rome, leadgladiators, flat figurine, Ancient Rome, lead

gladiators, flat figurines, Ancient Rome, lead

Рис.25. Гладиатор, фрагмент, 2-4 век н.э., 44 мм, свинец, Частная коллекция.
Рис.26. Гладиаторы, 2-3 век. н.э., 64 мм, свинец. Частная коллекция, Мюнхен.
Рис.27. Гладиаторы, свинец.


Venus, flat figurine, Ancient Rome, leadVenus, flat figurine, Ancient Rome, lead

Рис.28. Венера, 2-3 век н.э., 80 мм, свинец, Частная коллекция, Саффолк, Великобритания.
Рис.29. Венера, 1-3 век н.э., 55 мм, свинец, Частная коллекция.
Рис.30. Венера, 1-3 век н.э., 52 мм, свинец, Частная коллекция.


Рис.31. Трубач, 1-2 века н.э., каменная форма для литья плоских свинцовых фигур, Бейрут, Ливан. Британский музей, Лондон.


Музеи:

British Museum
Британский музей. Великобритания, Лондон
http://www.britishmuseum.org

Capitoline Museums
Musei Capitolini
Капитолийские музеи, Новый дворец. Рим, Италия
http://www.museicapitolini.org


National Museum of Ireland
Национальный музей Ирландии. Ирландия, Дублин
https://www.museum.ie


Villa and Museum Borghese
Музей и галерея виллы Боргезе. Рим, Италия
http://www.galleriaborghese.it/default-en.htm


Muzeo archeologico Nazionale di Napoli
Национальный археологический музей в Неаполе. Италия, Неаполь https://www.museoarcheologiconapoli.it


Nasher Museum of Art at Duke University
Художественный музей Нашера в университете Дьюка. Дарем, США http://emuseum.nasher.duke.edu

Edinburgh Scottish National Museum 
National Museum of Scotland
Национальный музей Шотландии. Эдинбург, Шотландия 

Neues Museum
Новый музей. Берлин, Германия
www.neues-museum.de
www.smb-digital.de/eMuseumPlus


Hixenbaugh Ancient Art
Галерея древнего искусства Hixenbaugh. Нью-Йорк, США
www.hixenbaugh.net


The J. Paul Getty Museum
Музей Гетти. Лос-Анджелес, США
http://www.getty.edu/museum/

4 комментария: