В период со второй половины XII и до XVI века в Западной Европе возникла повсеместная, охватившая различные слои населения, мода на ношение металлических (оловянных, свинцовых или из их сплавов) знаков. В современном мире за ними закрепилось название значки пилигримов. На самом деле суть явления гораздо шире, значки носили не только паломники по святым местам, но и другие представители общества. По своему назначению значки можно разбить на две больших группы: собственно значки пилигримов и светские значки. В свою очередь среди светских, уже не так четко, можно выделить: геральдические и ливрейные, значки за победу в состязаниях, знаки влюбленных и т.н. «непристойные» значки.
Пилигрим. Фрагмент росписи алтаря. «Экзорцизм». 1495-1500. Мастерская семьи Vergós. Национальный музей искусств Каталонии, Барселона. |
Отправляясь в паломничество, люди средневековья (впрочем, как и современные) верили, что поклонившись месту упокоения какого-либо святого, получат определенную выгоду: избавление от болезни или отпущение греха. Кроме того, считалось, что чудотворная сила святилища или реликвии может быть передана всему, что вступало с ней в контакт, таком образом сувенир, вывезенный из святого места, сам становился вторичной святыней. Традиционно считается, что впервые догадались изготавливать сувениры для паломников в городе Сантьяго-де-Компостела в Испании, в кафедральном соборе которого захоронены останки апостола Иакова. Начиная с эпохи раннего средневековья город, являлся третьей (после Рима и Иерусалима) по значимости святыней католического мира и центром паломничества. Атрибутом святого Иакова является гребенчатая раковина морского двустворчатого моллюска Pecten jacobaeus, ставшая впоследствии символом паломничества вообще. Побывавшие в Компостеле пилигримы пришивали на свою шляпу раковину в знак приобщения к святыне. Первые значки также представляли собой металлическую копию раковины.
Раковина моллюска Pecten jacobaeus |
Значок раковина Св.Иакова. 1440-1449. Сантьяго-де-Компостелла, Испания. 41х30 мм. Нидерланды, Лангбрук, Коллекция ван Бёнингена. |
Вскоре по всей Европе изготовляли огромное количество сувениров связанных с посещением святых мест, каждый своего неповторимого дизайна. Качество значков было различным, от грубого и наивного до настоящих произведений искусства производившихся в конце XIV века в Кентербери (Англия), где хранятся мощи святого Томаса Бекета. Примером может служить значок изображающий возвращение святого Бекета из изгнания в 1170 году, всего за месяц до его убийства (Рис.10.). Он изображен на борту судна с тремя спутниками: рыцарем и двумя священниками, один из которых держит книгу. На щите рыцаря изображен крест. На корме корабля матрос занимается снастями. Юбилей этого события отмечается в Англии каждый год на празднике известном как «Возвращение Святого Томаса».
Форма для литья. Св.Томас Бекет. 1340-1380. Англия. Британский музей. |
Список святых увековеченных на значках пилигримов весьма обширен, но в виде воинов изображали только тех, кто и при жизни был воином. В первую очередь, это конечно святой Георгий. Культ святого Георгия был популярен в Англии со времен Первого крестового похода, когда он явился в небе во время битвы за Антиохию (1098 г.), в результате чего противник побежал. После этого события боевым кличем английских солдат стал «Святой Георгий за Англию!». К концу XIV века праздник Святого Георгия стал национальным, а в 1415 году после победы при Азенкуре Генрих V объявил его таким же важным как Рождество и Пасха. С конца 1400-х годов часовня Святого Георгия в Виндзоре стала главным местом паломничества, где люди могли увидеть реликвии, такие как сердце святого и его ноги. Там же находился центр рыцарского ордена Подвязки
В доспехах изображался также Св. Адриан – римский офицер III века н.э. принявший христианство и мученическую смерть. На значке (Рис.11) он держит в левой руке меч и знамя, со своим именем: S. ADRIANUS. В правой руке он держит молот и наковальню. Напоминание о том, что он был помещен на наковальню и убит ударами молота. Святой Адриан стоит на льве, символе мужества. Мощи святого хранятся в Герардсбергене.
Еще один воин, также возглавлявший римский отряд стражников, и поплатившийся жизнью за христианские убеждения, известен как святой Квирин Нойский. В средние века он считался покровителем рыцарей.
Судя по документам того времени самые популярные святые места могли продавать до 100 тыс. значков в год! Однако к XVI веку индустрия изготовления значков пилигримов постепенно прекратила свое существование, одной из причин был переход Англии в протестантство и реформация церкви, в результате чего паломничество приравняли к идолопоклонству и запретили.
Светские значки были очень популярными в XIV – XV веках. По стилю и технологии они не отличались от значков пилигримов и вполне вероятно делались в тех же мастерских. Известна форма, для литья ливрейных значков найденная в храме Девы Марии в Уолсингеме (Англия). Ливрейные и геральдические значки распространялись между людьми, зависящими от дворянской семьи (слуги, свита, жители подчиненных территорий и т.п.) и служили средством выражения поддержки сюзерена. Пик использования таких значков в Англии пришелся на период войны Алой и Белой Розы, позволяя однозначно продемонстрировать приверженность к династии Йорков или Ланкастеров.
Лучник из армии династии Йорков со значком «Белый вепрь» на груди, 1485. Реконструкция. |
Ливрейный значок «Белый вепрь». Эмблема Ричарда III короля Англии из династии Йорков. 1300-1485, 37х50х4 мм, медный сплав. Англия, Музей Лондона. |
Кроме того, ремесленники охотно носили значки принадлежности к различным гильдиям или в знак владения профессиональными навыками. С конца XIV века распространение ливрейных значков было запрещено парламентом, который опасался создания оппозиционных фракций и обществ.
Значок гильдии лондонских литейщиков Pewters Guild. Тигель и шесть ложек. |
Значки влюбленных также пользовались чрезвычайной популярностью. Чаще всего они были копией настоящих драгоценностей и носились также как и оригиналы. Обычно ими обменивались влюбленные, но судя по символике, встречаются значки, посвященные неразделенной или утраченной любви. Часто значок окружался лентой с девизом на любовную тему.
Значок влюбленных. Мужчина дарит цветок женщине. 1400-1449, 44х46, Париж, Франция. Национальный музей Средневековья Клюни. |
Т.н. «непристойные» значки, демонстрировали различные аспекты сексуальной жизни. Несмотря на значительное количество сохранившихся значков данного типа, они еще продолжают оставаться недостаточно изученными. Подавляющее большинство находок сделано в Нидерландах. Об их назначении можно только догадываться. По видимому их главная функция это защита от «сглаза». Идея состоит в том, что обладатель «дурного глаза» будет настолько поражен непристойным изображением, что владелец значка избежит опасности. Принцип отвлечения злых духов нецензурными образами известен с римских времен и описан у Плутарха. Параллель ему можно найти в виде статуй горгулий и по сей день украшающих церкви и соборы . Хотя на первый взгляд эти каменные дьяволы и демоны могут показаться чисто декоративными, их символическая функция состоит в том, чтобы отвратить настоящих бесов и демонов от храмов.
Часть значков носит явно юмористический или сатирический характер. Возможно, они иллюстрируют популярные тогда поговорки или шутки. Некоторые значки, по-видимому, просто заказывалась владельцами, чтобы продемонстрировать интерес к определенным сферам жизни, например к спортивным состязаниям (стрельба из лука, рыцарские турниры, охота обычная и соколиная и т.п.). Например, значки с фигуркой стрелка из лука могли быть наградой победителю состязаний, либо их носили члены братства стрелков. Либо просто как напоминание о любимом виде спорта. Тоже можно сказать и об изображениях всадника с соколом на руке. Значки, изображающие скачущего в полном вооружении рыцаря, являются т.н. «турнирными значками». Выпускались они для «фанатов» и часто раскрашивались в цвета поддерживаемого рыцаря. Иногда на щите изображался герб. Похожие по форме значки использовались по всей Европе.
Мастер литейщик за работой. Миниатюра из рукописи "Hausbuch der Mendelschen 12- Brüder -Stiftung Nürnberg", 1395, Городская библиотека, Нюрнберг. |
Что же представляли собой эти столь популярные украшения? Как правило, литое одностороннее изображение, небольшого размера, с самым разнообразным сюжетом. На них могли быть изображены различные бытовые предметы и оружие, фигурки людей (или части их тел), фантастические или реальные животные, многофигурные композиции и просто символический орнамент. Крепились значки на одежу или головные уборы с помощью булавки имевшейся на обратной стороне, или пришивались через специально предусмотренные отверстия. Иногда из нескольких значков составляли ожерелья и носили на шее.
. Схема трехчастной формы для литья значков с застежкой: а – литник; б – игла застежки; в – скоба застежки; г – отверстия для фиксаторов формы; д – выступы-фиксаторы формы. |
Качество металла используемого в значках было самым различным, чаще всего с большим (до 40%) содержанием свинца. Начиная с XIV века в Англии действовала гильдия литейщиков из оловянных сплавов (Pewters Guild), которая разработала стандарты сплавов различного назначения. Так для посуды использовался самый лучший сплав, содержащий 91-97% олова с добавлением меди, для придания изделиям большей твердости. Сплав второго сорта мог содержать до 16% свинца, и наконец, третий сорт известный как пустяковый металл с большим содержанием свинца использовался для производства игрушек, значков и других мелких изделий. Для отливки геральдических значков, предназначенных для ношения богатыми людьми, иногда использовали серебро. Формы для литья выполнялись двух- или трехчастными. Последние были необходимы для литья значков вместе с булавкой для крепления. Материалом для изготовления форм служили сланцы и мыльный камень (талькохлорит).
Пилигримы. Фрагмент миниатюры из рукописи «Le Livre des faiz monseigneur saint Loys», 1401-1500, Национальная библиотека Франции, Отдел рукописей. |
Сломанные, вышедшие из употребления или попросту не модные более значки становились детскими игрушками. В значках изображавших воинов многие исследователи склонны видеть прототипы появившихся позднее плоских солдатиков. В самом деле, технология, размер и материал тот же, оставалось выгравировать вторую сторону фигурки и добавить подставку вот и готов первый солдатик.
Источники:
1. Nigel Mills - Medieval artefacts: catalogue and price guide. / Witham, Essex: Greenlight Publishing, 1999.
2. Ansorge Jorg - Mittelalterliche Pilgerzeichen aus der Hansestadt Wismar / Bodendenkmalpflege in Mecklenburg-Vorpommern, Jahrbuch 56, 2008, p. 213-257
3. Beuningen H.J.E. van, Koldeweij A.M. - Heilig en Profaan. 1000 laatmiddeleeuwse insignes uit de collectie H.J.E. van Beuningen / Rotterdam Papers 8. Cothen, 1993.
4. Beuningen H.J.E. van, Koldeweij A.M., Kicken D. - Heilig en Profaan 2. 1200 laatmiddeleeuwse insignes uit openbare en particuliere collecties / Rotterdam Papers 12. Cothen, 2001.
5. Beuningen H.J.E. van, Koldeweij A.M., Kicken D., Asperen H. van - Heilig en Profaan 3. 1300 laatmiddeleeuwse insignes uit openbare en particuliere collecties / Rotterdam Papers 12. Cothen, 2012.
6. Brian Spencer - Pilgrim Souvenirs and Secular Badges / Museum of London, 2010.
7. Blick Sarah - Beyond Pilgrim Souvenirs and Secular Badges: Essays in Honour of Brian Spencer / Oxbow Books, 2007
8. Attewatyr Giliana - Intermediate Pewter Casting in Soapstone Beyond a Simple Site Token. // http://www.james-gang.org/wolfpack/Giliana/index.html
9. Kunera. // http://www.kunera.nl/Kunerapage.aspx (База данных по всем видам средневековых значков).
10. Portable Antiquities Scheme. //https://finds.org.uk/database/search/advanced (База данных по археологическим артефактам найденным на территории Великобритании).
11. Pewter and it's history. // https://www.lionheartreplicas.co.uk/pewter-and-its-history.html
(Статьи по истории литья из оловянно-свинцовых сплавов на сайте Lionheart Replicas).
Иллюстрации:
Рис.1. Св.Георгий. 1325 – 1375. 42x55 мм. Гданьск, Польша. Коллекция Brunon Stoppa
Рис.2. Св.Георгий. Виндзор, Англия. 1400 - 1550. Музей Лондона.
Рис.3. Св.Георгий. 400-1500. Зап.Европа. 40 мм. Британский музей, Лондон.
Рис.4. Св.Георгий. Нач.XVI века. Базель, Швейцария. 22,5х19 мм. Серебро. Исторический музей Базеля
Рис.5. Св. Георгий. вторая половина XIV века. Франция. Национальный музей Средневековья Клюни.
Рис.6. Св. Георгий. кон. XIV– нач. XV века. Франция. Национальный музей Средневековья Клюни.
Рис.7. Св.Георгий. Виндзор, Англия. XV век. Музей Лондона.
Рис.8. Св. Адриан. 1480 - 1500. 88х42 мм. Герардсберген, Бельгия. Художественный музей Уолтерса, Балтимор
Рис.9. Св.Квирин Нойский (St. Quirin of Neuss). 1475 -1524. 73х42 мм. Германия, Нойс. Нидерланды, Лангбрук, Коллекция ван Бёнингена
Рис.10. Св.Томас Бекет на корабле. Лондон, Англия. 75x72 мм. Музей Лондона.
Рис.11. Корабль с солдатами. 46х67 мм. 1325-1374. Слёйс, Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена
Рис.12. Корабль с рыцарями. 35х60 мм. 1375-1424. Ньюланд, Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена
Рис.13. Охотник, XIV век, 38х43 мм. Британский музей, Лондон.
Рис.14. Охотник с соколом, 1390-1399, 44x41 мм. Британский музей, Лондон.
Рис.15. Король, 1375-1424, 55х48 мм, Роттердам, Нидерланды. Роттердам, Бюро археологических исследований.
Рис.16. Трубач, 1350-1399, 22х23 мм, Хертогенбос, Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена
Рис.17. Всадник, 1450-1550, 28х26 мм. Нидерланды. Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам
Рис.18. Рыцарь, 1325-1374, 57х38 мм, Зирикзее, Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена.
Рис.19. Лучник, 1375-1425, 47х23 мм. Нидерланды, Лангбрук, Коллекция ван Бёнингена
Рис.20. Лучник, XIV век, 69x42 мм, Лондон, Англия. Музей Лондона.
Рис.21. Лучник, 1325-1349, Англия. Музей Лондона.
Рис.22.Лучник, 1375-1424, 42х30 мм. Valkenisse, Нидерланды. Нидерланды, Лангбрук, Коллекция ван Бёнингена.
Рис.23. Рыцарь в короне, 1350-1399, 47х18 мм, Остенде, Бельгия. Ипр, Городской музей Ипра.
Рис.24. Рыцарь, 1350-1399, 85х37 мм, Толен, Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена
Рис.25. Рыцарь, 1375-1424, 30х15 мм. Реймерсвал, Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена
Рис.26. Рыцарь, 1300-1383, Ипр, Бельгия. Брюссель, коллекция агентства Onroerend Erfgoed
Рис.27. Рыцарь, 1300-1399. 27х13 мм. Париж, Франция. Национальный музей Средневековья Клюни.
Рис.28. Знаменосец, 1375-1424, 45x27 мм, Ньюланд. Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена
Рис.29. Знаменосец, 1375-1424, 50x20 мм, Ньюланд, Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена
Рис.30. Рыцарь, 1330-1380, Висмар, Германия.
Рис.31. Воин с топором, 1000-1599, Англия. Музей Лондона.
Рис.32. Рыцарь, 1300-1349, 75x28 мм. Раверсейде, Бельгия. Исторический музей Остенде.
Рис.32. Рыцарь, 1300-1349, 75x28 мм. Раверсейде, Бельгия. Исторический музей Остенде.
Рис.33. Св.Олаф, XIV век, 36х43 мм, Норвегия. Британский музей, Лондон.
Рис.34. Рыцарь, 1350-1399, 60x30 мм, Амстердам, Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена
Рис.35. Рыцарь, 1350-1399, 63x29 мм, Звейндрехт, Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена
Рис.36. Рыцарь, 1325-1374, 78x32 мм, Дордрехт, Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена
Рис.37. Рыцарь, 1350-1424, 33х12 мм, Валансьен, Франция. Валансьен, Музей изобразительных искусств.
Рис.38. Рыцарь, 1325-1374, 33х33 мм, Мидделбург, Нидерланды. Коллекция S. Bostelaar
Рис.39. Рыцарь, 1375-1424, 32x27 мм. Ньюланд, Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена
Рис.40. Рыцарь, 1325-1374, 29х31 мм, Брюгге, Бельгия. Ипр, Городской музей Ипра.
Рис.41. Рыцарь, 1350-1399, 42х36 мм, Реймерсвал, Нидерланды.
Рис.42. Рыцарь, 1300-1365. 60 мм. Музей Лондона.
Рис.43. Рыцарь, 1300-1349. Музей Лондона.
Рис.43. Рыцарь, 1300-1349. Музей Лондона.
Рис.44. Рыцарь, 1350-1399, 68х54 мм, Enkhuizen, Нидерланды. Коллекция муниципальной археологической рабочей группы.
Рис.45. Рыцарь, XIII-XIV век, 31 мм. Англия.
Рис.46. Рыцарь, 1375-1424, 30х27х5 мм, Валансьен, Франция. Валансьен, Музей изобразительных искусств.
Рис.47. Рыцарь, 1000-1599, 28х25 мм, Хорн, Нидерланды. Хорн, коллекция Археология Западной Фрисландии
Рис.48. Рыцарь, 1375-1424, 29x25 мм. Амстердам, Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена
Рис.49. Рыцарь, 1375-1424, 28x29 мм. Амстердам, Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена
Рис.50. Рыцарь, 1375-1424, 43x34 мм. Реймерсвал, Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена
Рис.51. Рыцарь, 1350-1399, 28х23 мм. Амстердам, Нидерланды.
Рис.52. Рыцарь, 1375-1424, 25x23 мм, Ньюланд, Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена.
Рис.53. Рыцарь, 1375-1424, 66x54 мм, Реймерсвал, Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена.
Рис.54. Рыцарь, 1350-1499, 36х34 мм, Валансьен, Франция. Валансьен, Музей изобразительных искусств.
Рис.55. Рыцарь, 1350-1399, 24х22 мм, Слёйс, Нидерланды. Ретранхемент, Нидерланды, коллекция J.P. Schoutens.
Рис.56. Всадник с арбалетом, 1400-1449, 28х21 мм, Arnemuiden, Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена. Нидерланды, Лангбрук
Рис.57. Всадник с арбалетом, 1350-1399, 27х29 мм, Лердам, Нидерланды. Коллекция ван Бёнингена. Нидерланды, Лангбрук
Музеи:
Museu Nacional d’Art de Catalunya
Национальный музей искусств Каталонии, Испания, Барселона
http://www.museunacional.cat
Langbroek, collectie Familie Van Beuningen
Коллекция ван Бёнингена
Нидерланды, Лангбрук
Museum Boijmans van Beuningen
Музей Бойманса — ван Бёнингена. Нидерланды, Роттердам
http://www.boijmans.rotterdam.nl
British Museum
Британский музей, Великобритания, Лондон
Museum of London
Музей Лондона. Великобритания, Лондон
Musée national du Moyen Âge - Thermes et hôtel de Cluny
Национальный музей Средневековья Клюни. Франция, Париж
Городская библиотека, Германия, Нюрнберг.
http://www.nuernberg.de/internet/stadtbibliothek/
Bibliothèque Nationale de France
Национальная библиотека Франции. Франция, Париж
http://www.bnf.fr/fr/acc/x.accueil.html
Brunon Stoppa collectie
Коллекция Bruno Stoppa. Польша, Гданьск
Исторический музей Базеля. Швейцария, Базель
http://www.historischesmuseumbasel.ch/home.html
The Walters Art Museum
Художественный музей Уолтерса. США, Балтимор
http://thewalters.org
Stedelijk Museum Ieper
Городской музей Ипра. Бельгия, Ипр
Исторический музей Остенде. Бельгия, Остенде.
http://www.deplate.be
Musee des Beaux-Arts
Музей изобразительных искусств. Франция, Валансьен
Middelburg, collectie S. Bostelaar
Коллекция S. Bostelaar. Мидделбург, Нидерланды.
Archeologie West-Friesland
Археология Западной Фрисландии. Хорн, Нидерланды
www.archeologiewestfriesland.nl
Retranchement, collectie J.P. Schoutens
Коллекция J.P. Schoutens. Ретранхемент, Нидерланды,
Комментариев нет:
Отправить комментарий