В древности территорию Западной и Центральной Европы населяли близкие в культурном отношении, говорившие на одном из индоевропейских языков племена кельтов. Земледельцы и рыболовы, умелые металлурги и неустрашимые воины. Начав в середине 1 тыс. до н.э расселение из Южной Германии и Чехии они заняли огромные пространства от низовьев реки Дунай на востоке до Франции и Испании на западе. К началу нашей эры кельты уже заселили Британию, Ирландию и даже основали государство Галатия в Малой Азии.
Кельтские воины. Реконструкция Ричарда Хука. |
Готовясь к битве, кельты часто красили тело в синий цвет, а волосы покрывали белой известью, многие воины предпочитали сражаться вообще без одежды. Своим видом и оглушительными воплями и звуками из многочисленных труб кельты внушали врагам ужас еще до начала сражения. Кельтское войско состояло из четырех типов воинов: тяжелые пехотинцы, легкие пехотинцы, всадники и бойцы на колесницах.
Кельтский (галльский) воин. Латунь, холодная ковка, гравировка, пайка, 550 мм, нач. I века н.э., Saint-Maur-en-Chaussée, Франция. Музей департамента Уаза, Бове, Франция. |
Пешие и конные воины кельтов изображены на знаменитом котле из Гундеструпа. На головах воинов характерные кельтские шлемы с навершиями в виде птиц и зверей, в руках у пеших бойцов большие удлинённые щиты, их строй замыкают воины с бронзовыми трубами - карниксами. Котел был обнаружен в 1891 году в Северной Ютландии и уже более 100 лет является объектом пристального внимания ученых, вокруг которого не утихают споры. Дело в том, что хотя множество сцен изображенных на котле явно относятся к кельтскому искусству, в месте обнаружения находки в период изготовления и активного использования котла жили германские племена. Анализ технологии примененной древними мастерами и некоторых сцен (на одной из пластин, например, изображен слон), также дал неожиданные результаты: котел, скорее всего, был изготовлен на юго-востоке Европы во Фракии. Как считают эксперты, котел мог быть сделан по заказу одного из кельтских племен (например, скордисков), а на севере оказался в качестве трофея кимвров.
Одна из внутренних пластин котла из Гундеструпа. Серебро, чеканка, конец II века до н.э. Датский национальный музей, Копенгаген, Дания. |
Конница кельтов, по-видимому, в значительной степени состояла из знати и профессиональных воинов. Экипировка всадника включала круглый, реже овальный щит, копье, меч, кольчугу или кольчужное оплечье и бронзовый или железный шлем. Короткие шпоры завершали снаряжение. Шлемы были распространены гораздо шире, чем кольчуги и часто встречались и у пеших воинов. Как правило, кельтский шлем снабжался нащёчниками, небольшим козырьком сзади и имел украшение на вершине в виде плюмажа, бронзовых фигурок или рогов. Конница обычно начинала сражение, атакуя вражескую кавалерию на флангах либо выступая в качестве поддержки боевых колесниц. Вне крупных сражений, всадники использовались для ведения разведки, заманивания противника в засады, преследования и набегов.
Кельтский железный шлем с бронзовой птицей, III век до н.э., Чумешти, Румыния. Национальный музей истории Румынии, Бухарест. |
К коням кельты испытывали огромное уважение за их быстроту, красоту, плодовитость и конечно за важную роль в сражениях. Среди артефактов из древних кельтских захоронений и поселений, имеется множество бронзовых литых статуэток коней, и верховых воинов. По предположениям ученых всадники изображали богов. Особым почитанием боги всадники пользовались у племен катувелланов и кориэлтавров в Восточной Британии. Подавляющее большинство фигурок выполнено в одной узнаваемой позе: правая рука воина поднята вверх, левая чуть в сторону и вниз (иногда держит щит), передняя нога коня приподнята. Всадника можно снять с коня. Интересно сравнить позы кельтских персонажей с древнеримскими фигурками Марса на коне из главы «Древнеримские фигурки из металла». На мой взгляд некоторая аналогия имеется.
Кельтские воины. Реконструкция А. Мак Брайд. |
Источники:
2. Козленко А. Серия статей о кельтах на сайте Warspot.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://warspot.ru/7305-kelty-poyavlenie-na-istoricheskoy-arene
3. Shirokova N.S. The art of the British Celts. A critical review. // Studia Antiqua et Archaeologica - №21(2) - P.189–208.
4. Кузнецова Ю. Археологическое лето 2010. Фракийское наследие. Обзор BSNews. Часть 4 – Болгария. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.blackseanews.net/read/3595
Рис.1. I век до н.э. – I век н.э. Высота 69 мм (с подставкой). Частная коллекция. Интернет-аукцион www.timelineauctions.com, 2014, лот № 0948.
Рис.2. I век до н.э. – I век н.э. Высота 57 мм. Частная коллекция. Интернет-аукцион www.liveauctioneers.com, 2014, лот №634.
Рис.3. I век до н.э. – I век н.э. Частная коллекция. Интернет-аукцион http://www.ancientresource.com
Рис.4. I век до н.э. – I век н.э. Высота 58 мм. Частная коллекция. Интернет-аукцион https://www.artemission.com, 2014, лот №24.22787.
Рис.5. I век до н.э. – I век н.э. Высота наибольшей лошадки 54 мм. Частная коллекция. Интернет-аукцион www.timelineauctions.com, 2011, лот №0637.
Рис.6. 200 – 50 до н.э. Высота 45 мм
Рис.7 . I век до н.э. – I век н.э. Высота 45 мм. Восточная Европа. Дунай.
Рис.8. III-II вв. до н.э. Болгария (Фракия). Восточные Родопы. Перперикон.
Рис.9. II-I вв. до н.э. Высота 40 мм, Восточная Европа,
Дунай. Интернет-аукцион http://www.ancientresource.com, 2019, лот № AC2053
Рис.10. III-I вв. до н.э. Высота 43 мм. Интернет-аукцион http://www.ancientresource.com, 2019, лот №AC2065
Рис.11. II-I вв. до н.э. Высота 52 мм. Восточная Европа, Дунай. Интернет-аукцион http://www.ancientresource.com, 2019, лот № AC2059
Музеи:
Musée départemental de l'Oise , MUDO
Museum of the Oise Department
Музей департамента Уаза. Франция, Бове.
National Museum of Denmark
Nationalmuseet
Датский национальный музей. Копенгаген, Дания.
National Historical Museum of Romania
Национальный музей истории Румынии. Румыния, Бухарест.
Комментариев нет:
Отправить комментарий