суббота, 22 декабря 2018 г.

Бронзовые всадники. Аланы - Хазарский Каганат - Киевская Русь.

В IX –XII веках на довольно обширной территории от Адыгеи и через Придонье и Поднепровье до Латвии, населенной различными этносами распространился обычай ношения бронзовых литых привесок в виде всадников. Некоторые типы фигурок эволюционировали со временем, другие сохранялись в неизменном виде, имели локальное распространение или бытовали повсеместно. Исследователи считают, что традиция изготовления бронзовых всадников-амулетов зародилась у аланов приблизительно в VIII веке.

The rider of the Khazar Khaganate is from a rich Alanian family. The middle of the IX century.
Всадник Хазарского каганата из богатой аланской семьи. Середина IX века.
По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс,
катакомба №106. Реконструкция Олега Федорова.

К этому времени история аланов насчитывала уже восемь веков, во II-III веках они сумели занять лидирующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья, в 372 году потерпев поражение от гуннов приняли участие в Великом переселении народов, основали свои государства на Пиренейском полуострове и в Северной Африке (совместно с вандалами), и дали толчок к развитию традиции средневекового европейского рыцарства. Другая группа алан перешла к оседлости и обосновалась в предгорьях Кавказа создав к IV-V вв государство Алания, некоторая часть алан обратилась в христианство. Аланские воины-дружинники носили изображения всадников, как знак принадлежности к дружине и в подтверждение своего статуса. Ранние фигурки с различной степенью детализации изображали всадника, сидящего на спокойно стоящей лошади. Голова и туловище наездника повернуты в анфас. Левая рука держит поводья и касается шеи лошади, правая опирается на ее круп. Другой тип бытовавших фигурок подробно изображает только лошадь, всадник же указывается схематично в виде головы (личины) в башлыке или простого кольца на спине животного.

Element of horse harness. Bronze.
Начельник (элемент конской сбруи). Бронза. Колосовский могильник.
Национальный музей республики Адыгея, г.Майкоп.

В VIII веке под давлением вторгшихся в Закавказье арабов аланы вошли в состав Хазарского каганата и приняли участие в формировании общей хазарской государственной культуры наравне с булгарами и хазарами. Традиционно исследователи отождествляют результат этого процесса с Салтово-маяцкой археологической культурой. При этом выделяется два больших локальных варианта: лесостепной аланский (в Подонье, куда переселилась часть алан) и степной «болгарский». Первые открытия крупных археологических памятников этой культуры состоялись в 1900 и в 1906 годах: городища около села Верхний Салтов (Харьковская область) и Маяцкого городища (Воронежская область). От них и было образовано название. В IX веке Хазарский каганат достиг пика своего могущества и господствовал на юге России и юго-востоке Украины вплоть до Киева, Чернигова и Курска. 

Harness belt. Fragment. X-XII centuries. Bronze.
Ремень сбруйный. Фрагмент. Х-ХII вв. Бронза, позолота.
Северная Осетия, ст. Змейская, катакомба 15.
Государственный исторический музей, Москва

Племена восточных славян Днепро-Донского междуречья оказались в зависимости от хазарского кагана, выплачивали дань и поставляли в случае необходимости войско, сохраняя впрочем, собственную социально-политическую структуру. Однако уже в первой половине X века под давлением внешних врагов и внутренних междоусобиц, Хазарский каганат вступает в эру заката. В 965/966 г. объединенные силы славян, печенегов и византийцев, во главе со Святославом, разбили хазарское войско и взяли главные города каганата Итиль и Саркел (Белую Вежу). 

Kiev combatant X century.
Киевский дружинник X века. По материалам раскопок
М.К. Каргера Десятинной церкви Киева, погребение №108.
Реконструкция Олега Федорова.

Салтово-маяцкая культура, усвоив в себе традиции множества кочевых, полукочевых и оседлых народов оказала сильное влияние на культуры жителей Восточной Европы вообще и славян Днепро-Донского междуречья в частности. Этим можно объяснить распространение на значительной территории бронзовых амулетов-всадников в доспехах, шлеме и с топором в правой руке. Прототипы фигурок в виде украшений элементов конской сбруи найдены в Адыгее и в Северной Осетии. Собственно подвески обнаружены в Киевской, Черниговской, Житомирской областях, в Карелии и в Латвии (Даугмале и Саласпилс).

Amulet. Bronze, XI century.
Привеска-амулет. Бронза, XI век.
Карелия, д.Чёлмужи, курган №5.

Другой тип привесок - всадник, стреляющий из лука вперед, обычно встречается на территории Киевской и Полтавской области (Шудовка, Липлява). Имеются находки в Республике Беларусь и в Латвии (Даугмале). На голове воина одет конический шлем, у некоторых фигурок на лице видны усы. Характерной особенностью фигурок, является стрела используемая всадником, т.н. срезень (с расщепленным наконечником). 

The arrowhead is a slice.
Наконечник стрелы - срезень. IX-X вв.

В мирное время стрелы со срезнями применялись на охоте для стрельбы по копытным, а в военное время против вражеской конницы и незащищенных доспехами воинов. Вероятно, попадание срезня оставляло широкую рану, что приводило к большой кровопотере. Есть сведения, что кочевники использовали такие стрелы в бою для перерезывания тетивы у вражеских луков. По мнению ученых, появление привесок в виде всадников-лучников в Восточной Латвии говорит о постоянных экономических контактах региона с Приднепровьем.

На территории Киевской Руси часто встречается еще один тип всадников-привесок датируемых XI-XIII вв, т.н. сокольники. Это фигурки воинов, в позе повторяющей всадника с топором, но на правой руке помещено изображение ловчей птицы – предположительно сокола,. Часть фигурок в изображении головы имеет явное сходство со всадниками с топором, другие, возможно более поздние, по стилю больше напоминают металлические иконки-привески святых воинов, получившие распространение на век позже. Почти у всех привесок-сокольников на голове всадника расположено ушко для подвешивания.

Sokolnik, silver, IX century.
Сокольник, серебро, IX век.
Старо Място, Моравия (Чешская республика).
Наиболее раннее славянское изображение.

Некоторые исследователи видят во всаднике-сокольнике святого Трифона, который считается «укротителем» всякой живности (скота, птицы, насекомых), а в русской традиции и покровителем охотников. Однако предание, связавшее св. Трифона с соколиной охотой появилось в XV веке, как и иконографическое изображение этого святого на коне и с птицей. До этого каноническим изображением был стоящий юноша. Согласно историческим данным «Чудо о соколе» произошло в период княжения Великого Князя Ивана III с князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым в День Святого Трифона 1 февраля по старому стилю. Иван Патрикеев был обязан найти упущенного сокола в течение трех дней. На третий день так и не найдя сокола, Патрикеев взмолился св. Трифону и тот явился ему во сне с соколом на руке. Проснувшись, Патрикеев увидел рядом с собой сокола, которого и возвратил Ивану III, тем самым избежав смертной казни. В память о событии в период между 1470-м и 1480-м годом в Напрудном рядом с Москвой был возведен Храм Святого Трифона. В росписи этого храма святой был впервые изображен на коне. 

Seal of the Grand Duke of Moscow Vasily II Dark, XV century.
Печать великого князя московского Василия II Темного, XV век.
Прорисовка по Лакиеру А.В.

 Однако на древнерусских монетах и печатях всадник с ловчей птицей встречается гораздо раньше. Принято считать, что соколиная охота стала широко известна у славян примерно в IX веке и уже в это время являлась развлечением знати и княжеской забавой. В знаменитой «Русской правде» относящейся ко времени правления князя Ярослава Мудрого (1019–1054) есть несколько статей об охоте и ловчих птицах. В XIV веке всадник с соколом появляется на московских монетах и прочно входит в набор древнерусских геральдических символов, став на время эмблемой Москвы. На протяжении первой трети XV века этот сюжет являлся одним из наиболее употребляемых в великокняжеской чеканке, пока не был вытеснен другим знаменитым всадником - святым Георгием.

Coin of the Grand Duke of Moscow Vasily I, XIV-XV centuries
Монета великого князя московского
 Василия I, XIV-XV век

Coin of the Grand Duke of Moscow Vasily II the Dark, XV century.
Монета великого князя московского
 Василия II Темного, XV век.

Привески в виде святых воинов появляются на территории Древнерусского государства примерно с XII века, что стало очевидно переосмыслением древних традиций в христианском контексте. Воинами на Руси считали: Дмитрия Солунского – изображался в виде пешего безбородого юноши в воинском облачении с копьем или мечом (известно изображение на коне, поражающего копьем болгарского царя Калояна); Федора Тирона – в виде бородатого пешего змееборца в доспехе с копьем или мечом; Федора Стратилата – его иконография близка к святому Георгию, но змей выползает из пещеры; Никиту Воина – изображался пешим, избивающим беса с занесенной для удара правой рукой, сжимающей оковы или палку или палицу. Но конечно наиболее почитаемым святым воином на Руси был святой Георгий Победоносец. «Чудо святого Георгия о змие» - самое известное из посмертных чудес святого. 

George the Victorious and Theodore Stratelates. XI century.
Георгий Победоносец и Феодор Стратилат. XI век.
Плита из Михайловского Златоверхого собора. Киев.
Наиболее раннее изображение.

Когда в окрестностях Бейрута появился змий (дракон) пожиравший местных жителей и жребий пал на царскую дочь, явился святой Георгий на белом коне и убил дракона копьем. Этот сюжет становится излюбленным в древнерусском изобразительном искусстве и часто воспроизводится на бронзовых привесках. Еще в домонгольское время многие русские князья считали св. Георгия личным покровителем, а с конца XIV века изображение святого на коне с копьем пронзающим змея приобретает популярность в московской геральдике и в правление Ивана III становиться гербом Великого княжества Московского.

Russian combatant of the first half of the XIII century.
Тяжеловооруженный русский дружинник первой половины XIII века.
Реконструкция Олега Федорова.

Какие фигурки-привески воинов были популярны в IX - XIII веках в Европе, Древней Руси, Среднем и Северном Приуралье можно узнать здесь:
 
Источники:

1. Мугуревич Э.С. Восточная Латвия и соседние земли в Х-ХIII вв. Экономические связи с Русью и другими территориями. Пути сообщения. — Рига: Знание, 1965.

2. Габуев Т.А. Аланский всадник. Сокровища князей I—XII веков: Каталог выставки. — М.: ГМИНВ, 2005. — 74 с.

3. Гольмстен В.В. Археологические исследования в РСФСР 1934-1936. — М.: Изд. АН СССР, 1941. — 327 с.

4. Radins A. Daugmale // Archaeologia Lituana, Vol. 9, 2008, С. 57-65

5. Станюкович А.К. Неизвестные памятники русской металлопластики. Миниатюрные иконки-привески XI–XVI веков. — М: Группа «ИскателИ», 2011. – 224 с.

6. Субботин Л. В., Черняков И. Т. Бронзовые амулеты салтово-маяцкой культуры из левобережья Нижнего Дуная, С.160 // Памятники римского и средневекового времени в Северо-Западном Причерноморье: Сборник научных трудов / отв. ред.: А. В. Гудкова . – Киев : Наукова думка, 1982 . – 186 с. 

7. Албегова (Царикаева) З.Х., Ковалевская В.Б. Амулеты в виде коней и всадников в памятниках Северного Кавказа и Среднего Дона. С.277 - 295 // Вопросы древней и средневековой археологии Кавказа /Акад. наук Чеч. Респ. ; [отв. ред. Х.М.Мамаев]. – Г. – М.:Ин-т археологии РАН, Ин-т гуманитарных исслед. АН ЧР: 2011. – 298 с

8. Кирпичников А. Н. , Медведев А.Ф. Вооружение // Древняя Русь: Город, замок, село. М. С. 298-363: ил. 

9. Федоров Виктор. К истории соколиной охоты на Руси. / Журнал "Охотничий двор" (январь, 2011)

10. Портал древней культуры и искусства Домонгол. http://domongol.org

Иллюстрации:


Rider. Bronze, VIII-IX centuriesRider. Bronze, VIII centurie


Рис.1. Бронза, VIII-IX вв, Салтово-маяцкая культура.
Рис.2. Бронза, VIII в, 64х64 мм, Терская обл., Нальчикский окр., Чегемское общество. Государственный исторический музей, Москва.

Rider. Bronze.Rider. Bronze.

Рис.4. Бронза, Салтово-маяцкая культура. Украина. Частная коллекция.
Рис.5. Бронза, Салтово-маяцкая культура. Кавказ. Частная коллекция.

The rider with the axe. Bronze.The rider with the axe. Bronze.


Рис. 6. Бронза, 36х30 мм, Украина, Житомирская обл. с. Каменный Брод. Частная коллекция.
Рис. 7. Бронза, 29х33 мм, Украина, Черниговская область. Частная коллекция.

Horseman with an ax. Bronze.X-XI cent.The rider with the axe. Bronze.


Рис. 8. Бронза, X-XI вв, 37х35 мм. Украина, Киевская обл. Васильковский р-н. Частная коллекция.
Рис. 9. Бронза, 33х35 мм. Украина Киевская обл., Бориспольский р-н. Частная коллекция.

The rider with the bow. Bronze. X-XIII centuriesThe rider with the bow. Bronze. X-XI centuriesThe rider with the bow. Bronze.


Рис.10. Бронза, X-XIII вв., 22 мм, Республика Беларусь, Оршанский район, р.Днепр. Частная коллекция.
Рис.11. Бронза, X-XI вв, Латвия, Даугмальское городище.
Рис.12. Бронза, Украина, Киевская область. Частная коллекция.


Horseman with Falcon. Bronze, XI-XIII centuries.Horseman with Falcon. Bronze, XI-XIII centuries.

Рис.13. Бронза, XI-XIII вв. Частная коллекция.
Рис.14. Бронза, XI-XIII вв, 33х37мм. Частная коллекция.

Horseman with Falcon. Bronze, XI-XIII centuries.Horseman with Falcon. Bronze.


Рис.15. Бронза, XI-XIII вв. Частная коллекция.
Рис.16. Белая бронза, 30х25 мм, Калужская обл. Частная коллекция.

Horseman with Falcon. Bronze, XI-XIII centuries.Horseman with Falcon. Bronze, XI-XIII centuries.


Рис.17. Бронза, XI-XIII вв. Частная коллекция.
Рис.18. Белая бронза, XI-XIII вв. Частная коллекция.

Horseman with Falcon. Bronze, XI-XIII centuries.St.George, white bronze, XII-XIII centuries


Рис.19. Бронза, XI-XIII вв, 32х36 мм. Частная коллекция.
Рис.20. Св.Георгий, белая бронза, XII-XIII вв, 36х46 мм. Частная коллекция.

St.George, copper alloy, XII-XIII centuriesSt.George, copper alloy, XII-XIII centuries

Рис.21. Св.Георгий, медный сплав, XII-XIII вв, 36х50 мм. Частная коллекция.
Рис.22. Св.Георгий, медный сплав, XII-XIII вв. Частная коллекция.

Holy warrior, bronze, XII-XIII centuriesBlessed princes Boris and Gleb, XII century.

Рис.23. Святой воин, белая бронза, XII-XIII вв, 22х50 мм. Частная коллекция.
Рис.24. Благоверные князья Борис и Глеб, XII в, 106х65 мм. Коллекция Учебной лаборатории музейного дела исторического факультета БГУ.

Музеи:

Государственный исторический музей
Государственный исторический музей. Россия, Москва.

Национальный музей республики Адыгея.
Национальный музей республики Адыгея. Россия, г.Майкоп


Комментариев нет:

Отправить комментарий