суббота, 20 октября 2018 г.

Игрушки из оловянно-свинцовых сплавов XIII - XVI веков. Пустотелое литье.

Старинный город Магдебург познал на своем веку много взлетов и падений. Основанный на землях некогда входивших в состав саксонского племенного герцогства и завоеванных франкским королем Карлом Великим, город впервые упоминается в 805 году как торговый пункт. В Х веке Магдебург был резиденцией императора Священной Римской империи – Оттона I. В 968 году городу был присвоен статус архиепископства. В 1013 году он был разорен польским королем Болеславом I Храбрым в ходе польско-германских войн. Однако уже с 1035 года, в Магдебурге стали стремительно развиваться торговля и ремесла в связи с приобретением патента на право проведения ярмарок и заключения торговых соглашений. В XIII веке в городе насчитывалось около 20 тысяч жителей, что ставило его в один ряд с крупнейшими городами империи. В 1295 году город вступил в торговый Ганзейский союз немецких городов и постепенно обзавелся широкими внешнеторговыми связями с Норвегией, Швецией, Россией, Польшей, Англией, Фландрией и Севером Франции. Благодаря удачному расположению на торговых путях и начавшейся добыче олова в Рудных горах на границе между Саксонией и Богемией развивается мастерство обработки металлов. Заметных успехов достигли литейщики из бронзы и оловянно-свинцовых сплавов. Одним из свидетельств этого являются бронзовые двери Софийского собора в Великом Новгороде, т.н. Магдебургские врата.

Magdeburg Gate, bronze, Saint Sophia Cathedral, Veliky Novgorod.
Магдебургские врата, бронза, 1153 г.  
Россия, Софийский собор, Великий Новгород.

Как ворота оказались в Древней Руси, доподлинно неизвестно, но совершенно точно установлено, что изготовлены они, были в Магдебурге в 1153 году, мастерами-литейщиками Риквином (Riquin) и Вайсмутом (Waismuth). С большим художественным вкусом мастера изобразили на пластинах ворот сцены из Ветхого и Нового Заветов с фигурами людей, животных и архитектурными деталями. Некоторые элементы композиции являются позднейшими вставками русских мастеров, добавленными в ходе реконструкции врат в середине XVI века и позднее.

Sack of Magdeburg
Осада Магдебурга в 1631 году. Гравюра, раскрашенная акварелью.
 Мериан Маттеус (старший), 1633.

За свою историю Магдебург дважды подвергался страшным разрушениям. Первый раз в ходе Реформации, когда город присоединился к антикатолическому союзу. 20 мая 1631 года после непродолжительной осады он был взят штурмом, сожжён и разрушен почти полностью, при этом погибло (по разным данным) от 20 до 30 тысяч человек, что является самой масштабной трагедией Тридцатилетней войны. Когда войска покинули город, в нем насчитывалось лишь 400 жителей. Вторая катастрофа случилась уже в XX веке во время второй Мировой войны. 16 января 1945 года британская авиация нанесла по городу массированный бомбовый удар. В результате этого налета были разрушены большинство зданий города, северная историческая часть была уничтожена на 90%. Жертвами союзников стали несколько тысяч погибших жителей. Формальным поводом для бомбардировок стало наличие в Магдебурге военных заводов Круппа и предприятий по переработке бурого угля в бензин входящих в концерн БРАБАГ.

Работы по восстановлению продолжались несколько лет, большую часть уцелевших построек пришлось разобрать. В ходе расчистки городских территорий было обнаружено множество интереснейших археологических находок связанных как с историей литейного дела, так и средневековья вообще, однако уникальное открытие проливающее свет на средневековое производство литых изделий из оловянно-свинцовых сплавов состоялось в 2005 году. Во время археологических раскопок на месте церкви Святого Духа были обнаружены примерно 500 литейных форм со следами олова и свинца. 

Spoon Casting Mold. Magdeburg
Форма для литья ложки. 103х50х28 мм.
Музей истории культуры. Магдебург

Формы были аккуратно уложены в яме в непосредственной близости от остатков плавильной печи, из чего специалисты сделали вывод, что найдена крупная литейная мастерская, функционирующая с 12 века по (самое позднее) 1280-е годы, когда на ее месте был основан госпиталь. Мастерская выпускала широкий ассортимент изделий: церковную утварь, значки пилигримов, украшения, посуду, аксессуары для мебели и одежды, игрушки. Некоторые виды изделий были особенно популярны, т.к. для их изготовления имелось несколько форм. По мнению специалистов к игрушкам можно отнести объемные фигурки, отливавшиеся в формах: павлина с птенцами на спине, странного гнома в капюшоне с топориком в руках (два варианта), женщины с поднятыми вверх руками и плоской фигурки рыцаря на коне. Все упомянутые формы двух- или трехчастные и выполнены из известняка. В них (кроме формы рыцаря на коне, о которой речь пойдет в другой главе) отсутствует система литников и выпоров, что в сочетании с фигурками-аналогами, найденными в Англии и очевидным во все времена желанием мастера сэкономить металл, говорит о том, что формы использовались для производства пустотелых фигурок методом литья в переворачиваемую форму «slush cast».

Casting method “slush cast”
Метод литья в переворачиваемую форму «slush cast».
Реконструкция.

По мнению исследователей, отливка объемной фигурки проходила в следующей последовательности: мастер заливал расплавленный металл в холодную форму, ждал, пока застынет внешний тонкий слой металла, переворачивал форму и выливал излишки металла, затем извлекал фигурку. Следует заметить, что данная технология применима только для чистого олова или эвтектического сплава (61,2 % олова, остальное свинец). В противном случае застывание металла будет происходить не от стенок формы к центру отливки, а в непредсказуемой последовательности.

Фигурки павлинов очень похожие на магдебургских были найдены в Англии в Лондонском районе Биллингсгейт. На спинах птиц мастер поместил святого Томаса Беккета. Выбор для этой цели павлина не случаен, т.к. в различных культурах он считался символом бессмертия, а характерная расцветка хвоста являлась символом «всевидящего глаза Церкви». По мнению ученых, фигурки были сделаны в Кентербери. Другие находки полых фигурок из оловянно-свинцовых сплавов позволяют предположить, что в Средневековой Англии существовал центр по их производству.

Knight on horseback. Medieval miniature
Рыцарь на коне. Миниатюра из рукописи
«Summa de virtutibus et vitiis» William Perault,
1236-1275, Англия. Британская билиотека, Лондон

Самой ранней игрушкой такого типа считается рыцарь на коне, одетый в кольчугу и с мечом в правой руке. Стилистические особенности позволяют датировать рыцаря примерно 1300 годом. По мнению британских специалистов, фигурка изготовлена в технике «hollow-cast», при использовании которой, в отличие от техники «solid-cast», отливки получаются полыми. 

Hollow cast method.
Метод пустотелого литья «hollow cast».
Вариант. Реконструкция.

В музее Лондонского Тауэра выставлена аналогичная, но хуже сохранившаяся фигурка рыцаря на коне. Кроме того в Британском музее и музее Лондона хранится несколько более поздних кукол XVI века выполненных в той же технике. Многочисленные находки в Лондоне подтверждают, что в период средневековья там был процветающий рынок детских игрушек из оловянно-свинцовых сплавов. Ассортимент игрушек довольно обширен: кухонная утварь и продукты, подсвечники, клетки для птиц, мебель и другие предметы домашней обстановки, а также часы, оружие и конечно куклы и статуэтки. Игрушки пользовались спросом не только у детей, но и у богатых взрослых того времени, часто заводивших миниатюрные копии собственных домов для развлечения посетителей. Большая часть предметов была найдена во время масштабных строительных работ проводившихся в Лондоне в течение 80-х годов 20-го века. 

Doll shop. Illustration from a medieval book
Кукольная лавка. Иллюстрация из книги
«Spiegel van den ouden ende nieuwen tijdt» Jacob Cats, 1632.
Нидерланды, Государственный музей, Амстердам.
Источники:

1. Berger D. Archäologische Zeugnisse des Gießereiwesens in Sachsen-Anhalt. / Mitteldeutsche Mitteilungen №4 (2009), p.38-41 

2. Berger D. Herstellungstechnik hoch- und spämittelalterlicher Kleinobjekte aus Zinn. / Heilig en Profaan 3 (2012). — Cothen: Rotterdam Papers 13, 2012. 

3. Berger D. Steingussformen aus dem spätromanischen-frühgotischen Magdeburg. Diplomarbeit. — Technischen Universität Bergakademie Freiberg, Fakultät für Werkstoffwissenschaft und Werkstofftechnologie, 2006. — 193 pages. 

4. Berger D. Gussform für Zeichen mit Kreuzigungsszene und Dreiecksspange. / M. Puhle (Hrsg.) Aufbruch in die Gotik. Der Magdeburger Dom und die späte Stauferzeit. Landesausstellung Sachsen-Anhalt aus Anlass des 800. Domjubiläums (Mainz), p.494–513. 2009 

5. Трифонова А.Н. - Бронзовые двери Софийского собора в Новгороде./ «Новгород и Новгородская Земля. История и археология». Материалы научной конференции, Выпуск 9. Новгород: 1995. 

6. Geoff Egan Playthings from the Past: Toys from the A.G. Pilson Collection C.1300-1800 Supplemented from Other Sources. . — Jonathan Horne Publications, 1996


Иллюстрации:



Woman with hands up, mold, limestoneDwarf with a hatchet, mold, limestone.


Рис.1. Женщина с поднятыми руками, форма, известняк. Магдебург, Германия. XIII век.
Рис.2. Гном с топориком, форма, известняк. Магдебург, Германия. Не позднее 1284 г. 73х61 мм, 75х60 мм. Национальный музей первобытной истории. Галле, земля Саксония-Анхельт, Германия.

Peacock, mold, limestone.

Рис.3. Павлин, форма, известняк. Магдебург, Германия. Не позднее 1284 г. 73х53х25 мм, 72х48х13 мм, 72х52х24 мм. Национальный музей первобытной истории. Галле, земля Саксония-Анхельт, Германия.

Dwarf with a hatchet. Reconstruction.Peacock with chicks. Reconstruction.

Рис.4. Гном с топориком. Реконструкция.
Рис.5. Павлин с птенцами. Реконструкция.


Dwarf with a hatchet, mold, limestone.

Рис.6. Гном с топориком, форма, известняк. Магдебург, Германия. XIII век. 84х60х37 мм, 85х59х35 мм.

Thomas Becket riding a peacock, a tin alloy,

Рис.7. Томас Бекет верхом на павлине, оловянный сплав, XIII век, 45х62 мм, Биллингсгейт, Лондон.

Thomas Becket riding a peacock, a lead alloy

Рис.8. Томас Бекет верхом на павлине, свинцовый сплав, 1320, 88х45 мм, Биллингсгейт, Лондон. Британский музей, Лондон, Великобритания.

knight on a horse, a tin alloyknight on a horse, a tin alloy

Рис.9. Конный рыцарь, Англия, ок.1300, 53x40 мм, оловянный сплав, Музей Лондона.

knight on a horse, a tin alloy

Рис.10. Конный рыцарь, Англия, ок.1300, свинец, Тауэр, Лондон.

Doll, Lead AlloyDoll, Lead AlloyDoll, Lead Alloy


Рис.11. Кукла, свинцовый сплав, XVI век. Музей Лондона.
Рис.12. Кукла, свинцовый сплав, 1550-1560. Музей Лондона.
Рис.13. Кукла, оловянный сплав, XVI век, 78х20х33. Британский музей, Лондон.

Музеи:

Kulturhistorisches Museum Magdeburg
Музей истории культуры. Германия, Магдебург

British Library
Британская библиотека. Лондон, Великобритания
http://www.bl.uk
http://imagesonline.bl.uk

Rijksmuseum
Государственный музей, Рейксмюзеум. Амстердам, Нидерланды
https://www.rijksmuseum.nl

Halle State Museum of Prehistory. 
Landesmuseum für Vorgeschichte  in Halle.
Национальный музей первобытной истории. Галле, земля Саксония-Анхельт, Германия
http://www.lda-lsa.de

British Museum
Британский музей. Великобритания, Лондон
http://www.britishmuseum.org

Museum of London
Музей Лондона. Великобритания, Лондон
http://www.museumoflondon.org.uk/london-wall/
http://www.museumoflondonimages.com

Tower of London
Тауэр. Лондон, Великобритания
http://www.hrp.org.uk/TowerOfLondon/

Комментариев нет:

Отправить комментарий