И так место действия – Сардиния, Италия. Второй по величине остров в Средиземном море расположенный к западу от Апенниского полуострова. В период XV - VI веков до н.э. здесь обитали племена, т.н. нурагической культуры, достигшей высокого уровня развития в строительстве и металлургии. Среди ученых до сих пор нет единого мнения, к какому этносу принадлежали нурагические сарды, однако с высокой долей вероятности можно утверждать, что они не были индоевропейцами. Одной из характерных черт, по которой цивилизация и получила свое название, являются каменные башни – нураги (итал. nuraghe).
Нураг Сант-Антине (Торральба). |
В наше время на острове насчитывают до 8000 нурагов, однако во времена расцвета нурагической культуры их количество достигало 20 – 30 тысяч. Время активного возведения башен приходится на период 1500 – 800 гг до н.э. Древние строители укладывали каменные блоки по кругу без связующего раствора, причем каждый следующий ряд был немного сдвинут к центру относительно нижнего. Башни получались в виде усеченного конуса с очень толстыми стенами и относительно небольшими внутренними помещениями со сводчатым потолком. Строение имело несколько этажей, заканчивалось плоской террасой и достигало в высоту 20 метров. К этажам и на крышу вели каменные винтовые лестницы. Всё сооружение держалось только за счет огромной массы камней и не имело фундамента.
Внутри нурага Сант-Антине (Торральба). |
Часто рядом с основной башней возводились башни поменьше и просто круглые помещения различного назначения, так что сверху строение напоминало пчелиные соты. Отдельно стоящие башни могли соединяться стенами, тогда все сооружение становилось похоже на средневековый замок.
Комплекс нурагов Су-Нуракси-ди-Барумини. Реконструкция. |
Назначение нурагов не выяснено до сих пор, однако большинство ученых сходится во мнении, что они были многофункциональны и использовались как в военных (наблюдательные пункты, оборонные объекты) так и в мирных целях (храмы, места встречи вождей, просто жилища).
Статуэтки бронзетто, Сардиния. Национальный археологический музей, Кальяри, Италия. |
Другой своеобразной «визитной карточкой» нурагической культуры являются бронзовые статуэтки – бронзетто (итал. bronzetto). Археологами и «черными копателями» было обнаружено на Сардинии около 400 статуэток высотой от 55 мм до 390 мм, а в среднем не выше 156 мм. По изображаемым объектам бронзетто можно разделить на четыре вида: антропоморфные фигурки (самый многочисленный), зооморфные фигурки, модели кораблей и модели нурагов (самые редкие, известно всего 3 штуки).
Корабль нурагических сардов XI – VII век до н.э. Реконструкция |
Среди антропоморфных фигур различают два основных стиля: Ута-Абини (старая школа) и Средиземноморский (новая школа). Стиль Ута-Абини отличается большими размерами, детализированными элементами одежды, вооружения, причесок, отсутствием обнаженных, причем около 80% изображений – мужчины. Бронзетто средиземноморского стиля меньше размером, сильно упрощенные, в значительном количестве представлены фигурки без одежды с выраженными половыми признаками. По некоторым характерным чертам (круглые глаза, длинные шеи и т.п.) можно отличить фигурки, изготовленные в различных местностях или мастерских. Изготавливались бронзетто методом литья по выплавляемой модели. Модель будущей фигурки лепилась из воска, затем покрывалась несколькими слоями глины, просушивалась и затем нагревалась. Расплавленный воск выливался из глиняной формы через заранее подготовленное отверстие. После чего в него заливалась расплавленная бронза. Когда форма остывала, её разбивали и извлекали готовую отливку.
В основной массе статуэтки изображают воинов, лучников, вождей, охотников, реже борцов, женщин и фантастических персонажей. Самые многочисленные персонажи это воины и лучники (стреляющие или с луком на плече), по-видимому война занимала значительное место в жизни древни сардов.
Воин нурагической Сардинии. Реконструкция Andrea Loddo. |
Большинство воинов носит рогатый шлем, вооружены широким обоюдоострым мечом и круглым щитом, на ногах поножи, у лучников в руках большой простой лук. Некоторые мечи значительных размеров, что наводит на мысль о ритуальном оружии, предназначенном для проведения церемоний. Среди фигурок воинов встречаются фантастические персонажи с четырьмя руками и четырьмя глазами, вооруженные двумя мечами и двумя щитами. Предположительно так изображался бог войны, а двукратное превосходство над обычными людьми подчеркивало его сверхъестественное могущество и несокрушимость в бою.
Мечи нурагической культуры, бронза, 1700-200 гг до н.э., Сардиния. Национальный археологический музей, Кальяри, Италия. |
Среди общей массы бронзетто выделяются фигурки так называемых племенных вождей или верховных жрецов. Они изображают человека одетого в короткую тунику, на груди которого перевязь с ритуальным кинжалом особой формы, на плечах накинут плащ. В левой руке он держит посох (в одном случае с лунообразным навершием), правая рука либо поднята ладонью вперед, либо сжимает широкий короткий меч, положенный на правое плечо.
Ритуальные кинжалы, бронза. Национальный археологический музей, Кальяри, Италия. |
Бронзетто являются вотивами и подносились в дар богам. Поклонялись древние сарды воде, поэтому, как правило, фигурки находят около священных колодцев, еще одной достопримечательности Сардинии.
Источники:
2. Кац Т. П. Нурагическая Сардиния и «морские народы» // Античный мир и археология. - Саратов, 1986. - Вып. 6. - С. 31-42.
3. Кац Т. П. О некоторых культах нурагической Сардинии // Античный мир и археология. - Саратов, 1990. - Вып. 8. - С. 103-111.
4. Araque Gonzalez, Ralph. Sardinian bronze figurines in their Mediterranean setting // Praehistorische Zeitschrift. – 2012. - №87(1). – pp.83–109.
5. Vella Gregory, Isabelle. Mediterranean: Sardinia // The Oxford Handbook of Prehistoric Figurines. / Editors: Tim Insoll. - Oxford University Press, 2017. – pp.799-822.
6. Giovanni Lilliu. Sardegna nuragica. – Il Mastrale, 2006. – p.131.
7. The George Ortiz Collection. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.georgeortiz.com
Иллюстрации:
Рис.2. Племенной вождь, X – VII вв до н.э., 247 мм, Ута. Возможно, была инкрустация глаз. Коллекция George Ortiz.
Рис.3. Племенной вождь, VIII – V вв до н.э. Национальный археологический музей, Кальяри, Италия.
Рис.3. Лучник с мечом, VIII – V вв до н.э., 240 мм, Monte Arcosu, Ута. Национальный археологический музей, Кальяри, Италия.
Рис.4. Лучник. Национальный археологический музей, Кальяри, Италия.
Рис.5. Лучник. Национальный археологический музей, Кальяри, Италия.
Рис.6. Лучник, IX – VIII вв до н.э. Музей библейских стран, Иерусалим, Израиль.
Рис.7. Лучник, VIII – VII вв до н.э., 168 мм.
Рис.8. Лучник, IX – VIII вв до н.э., 172 мм. Коллекция George Ortiz.
Рис.9. Лучник, IX – VIII вв до н.э., 133 мм, Абини-Тети. Коллекция George Ortiz.
Рис.10. Лучник. Британский музей, Лондон, Великобритания.
Рис.11. Лучник, IX – VIII вв до н.э., Абини-Тети. Национальный археологический музей, Кальяри, Италия.
Рис. 7, 8. Лучники в скирте в восточном стиле, VIII – V вв до н.э., нурагическое святилище-колодец Святой Анастасии, Сардара. Национальный археологический музей, Кальяри, Италия.
Рис.10. Воин со щитом и мечом, VIII – V вв до н.э., 240 мм, Monte Arcosu, Ута. Национальный археологический музей, Кальяри, Италия.
Рис.11. Воин со щитом и тремя мечами. Национальный музей доисторических времён и этнографии Луиджи Пигорини,Рим, Италия. Фото: F.Naccari.Рис.13. Два воина, VIII век до н.э., Абини-Тети, провинция Нуоро. Национальный археологический музей, Кальяри, Италия.
Рис.14. Бог войны с четырьмя руками и четырьмя глазами, X – VII вв до н.э., 190 мм, Абини-Тети. Национальный археологический музей, Кальяри, Италия.
Рис.15. Корабль, X-VIII век до н.э., Бультей. Национальный археологический музей. Италия, Кальяри.
Музеи:
Museo Archeologico Nazionale di Cagliari
Национальный археологический музей. Италия, Кальяри.
Bible Lands Museum
Музей библейских стран. Израиль, Иерусалим/
British Museum
Британский музей. Великобритания, Лондон.
Luigi Pigorini National Museum of Prehistory and Ethnography
Национальный музей доисторических времён и этнографии Луиджи Пигорини.
Италия, Рим.
Друг!
Если тебе понравилась статья,
поставь лайк, напиши коммент или поделись ссылкой на неё!
Комментариев нет:
Отправить комментарий