Пермский звериный стиль – ярчайшее явление в культуре средневекового населения Среднего и Северного Приуралья. Под этим термином скрываются тысячи литых медных и бронзовых изображений людей, птиц, коней, лосей, медведей и фантастических существ, происходящих из таежной зоны Восточной Европы. Бляшки, подвески, пронизки найденные как при археологических раскопках древних поселений и могильников, так и в виде одиночных случайных находок или в качестве кладов, датируются в широком диапазоне: от эпохи раннего железного века (VIII в. до н.э. -IV в. н.э.) до раннего средневековья (V-IX вв.).
Карта находок изделий пермского звериного стиля в Пермском крае. |
Зарождению пермского звериного стиля способствовал высокий уровень развития металлургии в Прикамье. Уже в начале второго тысячелетия до н.э. здесь сложился значительный местный очаг металлургии. С наступлением железного века цветной металл стал широко использоваться для изготовления культовых предметов использовавшихся жрецами-шаманами и украшений для одежды, оружия и бытовых предметов. Изделия получали методом плоского или объемного литья в жестких каменных или глиняных формах. В каменных формах изображение вырезалось резцом, для изготовления глиняных форм использовали деревянную модель, иногда применяли литье по восковой модели. Отливки нередко подвергались дальнейшей обработке: чеканке, напайке, гравировке. Источником вдохновения для древних мастеров послужили местные финно-угорские мифологические традиции, а также привозные среднеазиатские (сасанидские и согдийские) художественные изделия из металла. В результате ими были созданы настоящие шедевры металлической скульптуры в неповторимом, уникальном стиле.
Подвеска, белая бронза,
100х70 мм, бассейн р. Лозьва, северо-восток Свердловской обл. Частная
коллекция. Божество с головой птицы и тремя антропоморфными личинами, стоящее на бобре. |
В Ханты-Мансийском округе в бассейне реки Оби живут наследники древних традиций, два таежных народа – ханты и манси. Когда-то ханты были известны под именем «остяки», а манси - «вогулы». Современное название обоих чрезвычайно близких в культурном отношении народов – обские угры, в противоположность дунайским уграм – венграм.
Одним из самых популярных божеств обских угров является Мир-Сусне-Хум – седьмой сын небесного бога Нуми-Торума и его супруги Калтащ-Эквы. Защитник людей – «объезжающий мир человек». У него необычный конь – всевидящий, с золотой гривой и серебряными копытами. На земле Мир-Сусне-Хум проверяет, все ли в порядке и передает людям наказы своего отца. Возможно, прообразом божества послужили угорские воины, объезжающие с дозором территорию рода.
Таёжный воин середины 2-го тыс . Реконструкция по материалам Среднего Приобья. |
Ранние фигурки изображают Мир-Сусне-Хум в позе, обычной для отдыхающего кочевника. Он сидит, положив одну руку на гриву лошади, другую на ее круп. В эпоху средневековья облик божества приобретает воинственные черты. У бронзовых фигурок появляется оружие (палаш с кольцевым навершием), которое становится обычным атрибутом изображения Мир-Сусне-Хума.
Всадники в виде антропоморфной фигуры на животном (на коне или волке) были распространены еще в гляденовской культуре Среднего Приуралья (II в. до н.э. – IV в. н.э.). В средневековье в эпоху расцвета пермского звериного стиля появляются всадники на лосях, рыбах, ящерах и фантастических гибридах животных. На рис. 4 всадник восседает на мифическом животном с туловищем лошади и головой лося. Животное напоминает ритуального коня с маской оленя. Облик лошади соответствует древнейшим мифам о «небесных копытных — лосях-оленях». На рис.2 и 3 у лошади расчесана грива. Эта деталь отличает убранство коней лесного населения от принятых в тюркском мире обычаев выстригать гривы животных треугольными языками, вертикально стоящими над шеей.
На множестве фигурок всадник сидит боком, перебросив обе ноги с одной стороны туловища лошади. Известны находки с выраженными половыми признаками: всадницы и всадники. На головах некоторых одет островерхий шлем с наносником. Основанием большинства коней служит изображение змеи – символа Нижнего мира, а также дороги, пути соединяющей Верхний, Средний и Нижний миры.
Подвеска, серебро, 1-я половина 2-го тыс. Шайтанский мыс. Тобольск, Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. Три брата-князя в трёхлучевых коронах, снабжённых полумаской боевого шлема. |
Кроме воинов-всадников встречаются и пешие изображения воинов. Как правило, голова фигурки увенчана головным убором в виде шлема с трехконечным верхом или короны с тремя стилизованными личинами. Верхняя часть фигурок обрамлена двумя стилизованными кинжалами.
Остяцкий князь в позе «священного танца». Середина 2-го тыс. Реконструкция по материалам Нижнего Приобья из музеев Тобольска, Екатеринбурга, Томска, Новосибирска. |
Источники:
1. Соловьев А. И. Оружие и доспехи. Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья. / Художник М. А. Лобырев. Новосибирск: Инфолио-Пресс. - 2003.
2. Зыков А., Кокшаров С., Терехова Л. Угорское наследие. Внешторгиздат, 1994.
3. Бауло А.В. Древняя бронза из этнографических комплексов и случайных сборов. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2011. – 260 с. 4. Петрухин В.Я. Мифы финно-угро. Астрель, 2005. – 465 с
5. Эренбург Б.А. Звериный стиль — Пермь: Сенатор, 2014. — 212 с.
6. А.П.Бородовский Реконструкция снаряжения всадника и убранства вepхoвoго коня по раннесредневековым изображениям (из собрания Новосибирского Областного Краеведческого музея) // Материальная культура и проблемы археологической реконструкции. Новосибирск, 1991.
7. Оборин В.А. Древнее искусство Прикамья. Пермский звериный стиль Пермское книжное издательств, 1976.
8. Вильданов Р.Ф., Мельничук А.Ф. Влияние сюжетов сасанидского и согдийского серебра на образы пермского звериного стиля. Вестник пермского университета, Выпуск 5, 2005., с.66-69
9. Коренюк С. Н., Мельничук А.Ф., Перескоков М.Л. Всадники гляденовской культуры. Вестник пермского университета, Выпуск 8, 2007., с.55-65
10. Перескоков М. Л. Основные итоги и проблемы изучения памятников финала раннего железного века в Пермском Приуралье. Вестник пермского университета, Выпуск 8, 2010, с.67-74
Иллюстрации:
Рис.2. Белая бронза, 138х100 мм, X-XIII вв. Ханты-Мансийский р-н ХМАО – Югры. Частная коллекция.
Рис.5. Бронза, IX-XII вв., Пермская обл., Добрянский р-он, р.Малая Туя
Рис.6. Бронза, IX-XII вв., Пермская обл., Добрянский р-он, р.Малая Туя
Рис.7. Бронза, IX-XI вв.
Рис.8. Бронза, ХМАО.
Рис.9. Бронза, X-XIV вв, Глазовский уезд.
Рис.10. Бронза, X-XIV вв, Веселовский могильник.
Рис.11. Бронза, 54х90 мм, Ильинский район Пермского края
Рис.12. Бронза, 102х85 мм., IX в. Барсовский I могильник (Барсов Городок). Западная Сибирь.
Рис.13. Белая бронза, 97х38 мм, VIII-IX век, пос.Шурышкары ЯНАО. Сборы Истомина Л.Н. Частная коллекция
Рис.14. Белая бронза, 74х28 мм. VIII-IX век, бассейн р. Северная Сосьва, Березовский р-н ХМАО – Югры. Частная коллекция
Музеи:
Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник
Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. Россия, Тобольск.
Новосибирский государственный краеведческий музей
Новосибирский государственный краеведческий музей.Россия, Новосибирск.
Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова
Комментариев нет:
Отправить комментарий