воскресенье, 9 декабря 2018 г.

Бронзовые всадники пермского звериного стиля.

Пермский звериный стиль – ярчайшее явление в культуре средневекового населения Среднего и Северного Приуралья. Под этим термином скрываются тысячи литых медных и бронзовых изображений людей, птиц, коней, лосей, медведей и фантастических существ, происходящих из таежной зоны Восточной Европы. Бляшки, подвески, пронизки найденные как при археологических раскопках древних поселений и могильников, так и в виде одиночных случайных находок или в качестве кладов, датируются в широком диапазоне: от эпохи раннего железного века (VIII в. до н.э. -IV в. н.э.) до раннего средневековья (V-IX вв.). 

Map of finds of products of the Perm animal style in the Perm region.
Карта находок изделий пермского звериного стиля в Пермском крае.

Зарождению пермского звериного стиля способствовал высокий уровень развития металлургии в Прикамье. Уже в начале второго тысячелетия до н.э. здесь сложился значительный местный очаг металлургии. С наступлением железного века цветной металл стал широко использоваться для изготовления культовых предметов использовавшихся жрецами-шаманами и украшений для одежды, оружия и бытовых предметов. Изделия получали методом плоского или объемного литья в жестких каменных или глиняных формах. В каменных формах изображение вырезалось резцом, для изготовления глиняных форм использовали деревянную модель, иногда применяли литье по восковой модели. Отливки нередко подвергались дальнейшей обработке: чеканке, напайке, гравировке. Источником вдохновения для древних мастеров послужили местные финно-угорские мифологические традиции, а также привозные среднеазиатские (сасанидские и согдийские) художественные изделия из металла. В результате ими были созданы настоящие шедевры металлической скульптуры в неповторимом, уникальном стиле. 
A deity with a bird's head and three anthropomorphic faces, standing on a beaver.
Подвеска, белая бронза, 100х70 мм, бассейн р. Лозьва, северо-восток Свердловской обл. Частная коллекция.
Божество с головой птицы и тремя антропоморфными личинами, стоящее на бобре.

В Ханты-Мансийском округе в бассейне реки Оби живут наследники древних традиций, два таежных народа – ханты и манси. Когда-то ханты были известны под именем «остяки», а манси - «вогулы». Современное название обоих чрезвычайно близких в культурном отношении народов – обские угры, в противоположность дунайским уграм – венграм. 

Одним из самых популярных божеств обских угров является Мир-Сусне-Хум – седьмой сын небесного бога Нуми-Торума и его супруги Калтащ-Эквы. Защитник людей – «объезжающий мир человек». У него необычный конь – всевидящий, с золотой гривой и серебряными копытами. На земле Мир-Сусне-Хум проверяет, все ли в порядке и передает людям наказы своего отца. Возможно, прообразом божества послужили угорские воины, объезжающие с дозором территорию рода. 

Taiga warrior mid 2nd thousand
Таёжный воин середины 2-го тыс .
Реконструкция по материалам Среднего Приобья.

Ранние фигурки изображают Мир-Сусне-Хум в позе, обычной для отдыхающего кочевника. Он сидит, положив одну руку на гриву лошади, другую на ее круп. В эпоху средневековья облик божества приобретает воинственные черты. У бронзовых фигурок появляется оружие (палаш с кольцевым навершием), которое становится обычным атрибутом изображения Мир-Сусне-Хума.

Всадники в виде антропоморфной фигуры на животном (на коне или волке) были распространены еще в гляденовской культуре Среднего Приуралья (II в. до н.э. – IV в. н.э.). В средневековье в эпоху расцвета пермского звериного стиля появляются всадники на лосях, рыбах, ящерах и фантастических гибридах животных. На рис. 4 всадник восседает на мифическом животном с туловищем лошади и головой лося. Животное напоминает ритуального коня с маской оленя. Облик лошади соответствует древнейшим мифам о «небесных копытных — лосях-оленях». На рис.2 и 3 у лошади расчесана грива. Эта деталь отличает убранство коней лесного населения от принятых в тюркском мире обычаев выстригать гривы животных треугольными языками, вертикально стоящими над шеей. 

На множестве фигурок всадник сидит боком, перебросив обе ноги с одной стороны туловища лошади. Известны находки с выраженными половыми признаками: всадницы и всадники. На головах некоторых одет островерхий шлем с наносником. Основанием большинства коней служит изображение змеи – символа Нижнего мира, а также дороги, пути соединяющей Верхний, Средний и Нижний миры. 

The three brothers-Prince in a three-prong crowns
Подвеска, серебро, 1-я половина 2-го тыс. Шайтанский мыс. Тобольск, Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. Три брата-князя в  трёхлучевых коронах, снабжённых полумаской боевого шлема.


Кроме воинов-всадников встречаются и пешие изображения воинов. Как правило, голова фигурки увенчана головным убором в виде шлема с трехконечным верхом или короны с тремя стилизованными личинами. Верхняя часть фигурок обрамлена двумя стилизованными кинжалами.


Ostyak Prince in the attitude of "sacred dance". The middle of the 2nd thousand.
Остяцкий князь в позе «священного танца». Середина 2-го тыс. Реконструкция по материалам Нижнего Приобья из музеев Тобольска, Екатеринбурга, Томска, Новосибирска.

Источники:

1. Соловьев А. И. Оружие и доспехи. Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья. / Художник М. А. Лобырев. Новосибирск: Инфолио-Пресс. - 2003.

2. Зыков А., Кокшаров С., Терехова Л. Угорское наследие. Внешторгиздат, 1994.

3. Бауло А.В. Древняя бронза из этнографических комплексов и случайных сборов. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2011. – 260 с. 4. Петрухин В.Я. Мифы финно-угро. Астрель, 2005. – 465 с

5. Эренбург Б.А. Звериный стиль — Пермь: Сенатор, 2014. — 212 с.

6. А.П.Бородовский Реконструкция снаряжения всадника и убранства вepхoвoго коня по раннесредневековым изображениям (из собрания Новосибирского Областного Краеведческого музея) // Материальная культура и проблемы археологической реконструкции. Новосибирск, 1991.

7. Оборин В.А. Древнее искусство Прикамья. Пермский звериный стиль Пермское книжное издательств, 1976.

8. Вильданов Р.Ф., Мельничук А.Ф. Влияние сюжетов сасанидского и согдийского серебра на образы пермского звериного стиля. Вестник пермского университета, Выпуск 5, 2005., с.66-69

9. Коренюк С. Н., Мельничук А.Ф., Перескоков М.Л. Всадники гляденовской культуры. Вестник пермского университета, Выпуск 8, 2007., с.55-65

10. Перескоков М. Л. Основные итоги и проблемы изучения памятников финала раннего железного века в Пермском Приуралье. Вестник пермского университета, Выпуск 8, 2010, с.67-74



Иллюстрации:

Perm animal style, rider. Bronze.Perm animal style, rider. Bronze.


Рис.1. Бронза. VI-VIII вв. Среднее Приобье, р.Ини. Новосибирский государственный краеведческий музей.
Рис.2. Белая бронза, 138х100 мм, X-XIII вв. Ханты-Мансийский р-н ХМАО – Югры. Частная коллекция.

Perm animal style, Mir-Susne-Hum. Bronze.Perm animal style, Mir-Susne-Hum. Bronze.


Рис.3, 4. Бронза. VII—VIII вв. Шутовское культовое место. Томское Приобье. Тюменский областной краеведческий музей

Perm animal style, rider. Bronze.Perm animal style, rider. Bronze.


Рис.5. Бронза, IX-XII вв., Пермская обл., Добрянский р-он, р.Малая Туя
Рис.6. Бронза, IX-XII вв., Пермская обл., Добрянский р-он, р.Малая Туя

Perm animal style, rider. Bronze.Perm animal style, rider. Bronze.


Рис.7. Бронза, IX-XI вв.
Рис.8. Бронза, ХМАО.

Perm animal style, rider. Bronze.Perm animal style, rider. Bronze.


Рис.9. Бронза, X-XIV вв, Глазовский уезд.
Рис.10. Бронза, X-XIV вв, Веселовский могильник.

Perm animal style, rider. Bronze.Perm animal style, rider. Bronze.

Рис.11. Бронза, 54х90 мм, Ильинский район Пермского края

Perm animal style, rider. Bronze.Perm animal style, warrior. Bronze.Perm animal style, warrior. Bronze.


Рис.12. Бронза, 102х85 мм., IX в. Барсовский I могильник (Барсов Городок). Западная Сибирь.
Рис.13. Белая бронза, 97х38 мм, VIII-IX век, пос.Шурышкары ЯНАО. Сборы Истомина Л.Н. Частная коллекция
Рис.14. Белая бронза, 74х28 мм. VIII-IX век, бассейн р. Северная Сосьва, Березовский р-н ХМАО – Югры. Частная коллекция


Музеи:

Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник
Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. Россия, Тобольск.

Новосибирский государственный краеведческий музей
Новосибирский государственный краеведческий музей.Россия, Новосибирск.

Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова
Тюменский областной краеведческий музей. Россия, Тюмень.



Комментариев нет:

Отправить комментарий