У статьи есть продолжение...
Перенесемся на юго-восточное побережье Индии в древний город Вишакхапатнаму (в европейском произношении Визигапатам, Визагапатам или даже просто Визаг). Известный с III века до нашей эры город, к моменту захвата Британской империей в 1765 году являлся знаменитым центром производства предметов искусства из слоновой кости, серебра и бронзы. Именно отсюда происходит группа литых латунных и бронзовых воинов различных родов войск индийской армии второй половины XVIII века, которые многие исследователи считают старейшим сохранившимся в Европе набором игрушечных солдатиков (судя по разнообразию фигур это точно не шахматы). Разбросанные по музеям и частным коллекциям фигурки позволяет объединить в одну группу единый хорошо узнаваемый стиль, а также способ изготовления. Люди и животные изображены в живой, но несколько гротескной, отчасти даже юмористической манере. Например, головы воинов и их оружие непропорционально большие. Черты лица многих персонажей, явно шаржированы. Произведены фигурки методом литья по выплавляемым восковым моделям, поэтому имеются вариации поз и некоторых мелких деталей. Место и год производства вырезаны на фигурке слона из коллекции музея Ашмола: «Vizigapatam», «1795». Однако часть фигурок, особенно пехоту исследователи относят к более позднему времени, поскольку они изготовлены менее искусно. На основе анализа костюмов, снаряжения и оружия считается, что набор изображает армию одного из индийских княжеств 60-х годов XVIII века, возможно войско государства Майсур. В пользу последнего предположения говорит, наличие в наборе солдат вооруженных ракетами, поскольку именно в майсурской армии этот вид вооружения достиг своего расцвета.
Перенесемся на юго-восточное побережье Индии в древний город Вишакхапатнаму (в европейском произношении Визигапатам, Визагапатам или даже просто Визаг). Известный с III века до нашей эры город, к моменту захвата Британской империей в 1765 году являлся знаменитым центром производства предметов искусства из слоновой кости, серебра и бронзы. Именно отсюда происходит группа литых латунных и бронзовых воинов различных родов войск индийской армии второй половины XVIII века, которые многие исследователи считают старейшим сохранившимся в Европе набором игрушечных солдатиков (судя по разнообразию фигур это точно не шахматы). Разбросанные по музеям и частным коллекциям фигурки позволяет объединить в одну группу единый хорошо узнаваемый стиль, а также способ изготовления. Люди и животные изображены в живой, но несколько гротескной, отчасти даже юмористической манере. Например, головы воинов и их оружие непропорционально большие. Черты лица многих персонажей, явно шаржированы. Произведены фигурки методом литья по выплавляемым восковым моделям, поэтому имеются вариации поз и некоторых мелких деталей. Место и год производства вырезаны на фигурке слона из коллекции музея Ашмола: «Vizigapatam», «1795». Однако часть фигурок, особенно пехоту исследователи относят к более позднему времени, поскольку они изготовлены менее искусно. На основе анализа костюмов, снаряжения и оружия считается, что набор изображает армию одного из индийских княжеств 60-х годов XVIII века, возможно войско государства Майсур. В пользу последнего предположения говорит, наличие в наборе солдат вооруженных ракетами, поскольку именно в майсурской армии этот вид вооружения достиг своего расцвета.
Майсурский ракетчик армии Хайдера Али. Конец XVIII века. Акварель, Роберт Хоум. Музей Виктории и Альберта, Лондон. |
На протяжении второй половины XVIII века княжество Майсур приняло участие в четырех войнах за независимость с Британской Ост-Индийской компанией и их союзниками. Правитель княжества Хайдер Али быстро осознал необходимость в подготовке, обучении и снабжении армии современными видами вооружений. Начав с 50-ти человек вооруженных ракетами, он довел численность специального подразделения ракетчиков до 1200. Майсурские ракеты представляли собой металлическую трубу начиненную черным порохом и снабженную лезвием для причинения большего ущерба живой силе противника. Для запуска и стабилизации полета использовался длинный бамбуковый шест. Ракетами вооружались как пешие, так и конные воины, которые были обучены вычислять стартовый угол наклона ракеты по диаметру трубы и расстоянию до цели. Дальность полета ракеты достигала 2 километров.
Портрет Султана Типу. 1792, холст, масло. Британская библиотека, Лондон. |
Наиболее эффективно ракеты применил сын Хайдера Али – Султан Типу во время второй англо-майсурской войны в сражении при Поллилуре (1780). Благодаря массовому использованию ракет и военной удаче (одна из ракет попала в пороховой склад), англичане потерпели сокрушительное поражение. Именно этот драматический момент изображен на фреске посвященной сражению, которая украшает западную стену летнего дворца Дариа-даулат в Шрирангапатнаме (Серингапатаме). Султан Типу заказал роспись в 1784 году в продолжение серии батальных росписей для недавно построенного дворца. С тех пор фрески на стенах были значительно повреждены, но их первоначальное великолепие можно увидеть на сохранившейся картине выполненной гуашью на пяти больших бумажных листах. В центре каре британской пехоты в паланкине изображен полковник Бейли нервно покусывающий палец, в углу происходит взрыв артиллерийских боеприпасов. Со всех сторон каре атакует армия Хайдера Али и Султана Типу и их французские союзники. Несмотря на наивный характер живописи, полотно отлично передает весь хаос битвы – храбрость, свирепость, страх и смятение участников, и состоит из множества одновременных и пересекающихся событий.
«Сражение при Поллилуре, 1780». 1784 г., 224.8 x 976 см, гуашь. Коллекция Otto Money. |
Став правителем после смерти отца, Султан Типу к 1798 году увеличил количество воинов-ракетчиков до 5000 человек и основал крупное производство ракет в окрестностях Бангалора. Кроме ручных в войсках также имелись колесные пусковые установки для одновременного запуска от 5 до 10 ракет.
Кроме упомянутых выше всадников с ракетными установками в набор входят европейские, индийские и арабские воины: всадники с копьями, воины с фитильными ружьями верхом на верблюдах, конные воины негроидной расы с мушкетами, кавалеристы с кривыми мечами, всадники в стеганых доспехах с ружьями, европейские кавалеристы в треугольных шляпах с ружьями, индийские пехотинцы с длинными копьями, европейские солдаты в треуголках с ружьями, пешие сипаи армии Ост-Индийской компании в Мадрасе, воины и командиры на слонах, конные воины с сигнальными трубами. Прототипы многих из них можно увидеть на картине «Лорд Корнуэлл принимающий в заложники сыновей Султана Типу в Серингапатаме» - английского художника Роберта Хоума, официального живописца третьей англо-майсурской войны. И конечно же на картине «Сражение при Поллилуре» или фресках дворца Дариа-даулат.
Лорд Корнуэлл принимающий в заложники сыновей Султана Типу в Серингапатаме.
1793-1794, холст, масло. Роберт Хоум. Национальный музей армии, Лондон.
|
Существует несколько гипотез происхождения набора. Одна из них основана на рассказе некоего мистера G.L. Narasinga Row передавшего в конце XIX века часть фигур в Мадрасский государственный музей. По его словам фигуры принадлежали радже Педдапара, Timma Jagapati IV (ум.1797). Раджа заказал их по совету своего астролога то ли для того чтобы предотвратить угрозу своей жизни, представив бронзовую армию браминам, то ли для повышения своего боевого духа путем ежедневного обзора игрушечных сражений, что в конечном итоге также должно было положительно сказаться на продолжительности жизни раджи. Выполняли заказ художник Adimurti и братья литейщики Virachandracharlu и Viracharlu. Впоследствии фигуры были распроданы и приобретены предками дарителя в начале XIX века. Рассказ записал и опубликовал в 1892 году смотритель Мадрасского музея Edgar Thurston.
Майсурский пехотинец. 1795. Акварель,Чарльз Голд. Библиотека и Архив Родерика Боуэна. Лампитер, Кередигион, Великобритания |
Современные исследователи склонны считать приведенный выше рассказ легендой. Дело в том, что стиль фигурок и особенно прямоугольные массивные подставки очень нехарактерны для традиционного индийского искусства того времени. По альтернативной версии фигурки были изготовлены по заказу кого-то из английских офицеров или чиновников, возможно участников англо-майсурских войн в память об их пребывании в Индии. Возможно, поэтому фигурки выполнены в юмористическом ключе, в угоду заказчикам-победителям. В то время среди британских подданных, живших в экзотической колонии, распространилась мода на все индийское. Они изучали местные языки, историю, религию и культуру. Собирали индийские произведения искусства и оружие. Некоторые перенимали индийские обычаи и одежду, доходя до женитьбы на индийских женщинах, или даже меняли веру и устраивали гарем.
Кремневый мушкет из арсенала Султана Типу. Серингапатам, 1793-94 гг., сталь, дерево, золото, серебро. Вес 2,83 кг, длина 95.25 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. |
Кроме того есть еще третья версия, согласно которой набор был изготовлен по заказу какого-то крупного и богатого индийского феодала. Возможно, самого Султана Типу для одного или нескольких своих сыновей и предназначался для обучения основам военного дела, как это зачастую практиковалось в европейских королевских семьях. Современники отмечали богатую коллекцию разнообразных мечей, кинжалов, пистолетов, мушкетов и прочего оружия во дворце у воинственного Тигра Майсура. Так что подарок вполне соответствовал его увлечениям.
Майсурский ракетчик армии Султана Типу. 1793-1794. Акварель, Роберт Хоум. Музей Виктории и Альберта, Лондон. |
На сегодняшний день самое крупное собрание фигурок из Вишакхапатнамы хранится в музее Ашмола в Оксфорде, другие в музее Виктории и Альберта, Национальном музее армии в Лондоне, Королевской коллекции в Сандрингеме, Ченнайском (до 1996 года Мадрасском) государственном музее, Ченнайском колледже изящных искусств (ранее известном как Мадрасская школа искусств), в музее Коллекция Давида в Копенгагене. Небольшая часть фигурок находится в частных коллекциях.
Источники:
1. Simon Werrett - Willliam Congreve's rational rockets. / Notes And Records/ 2009/ The Royal Society Publishing.
2. Edgar Thurston - Brass Manufacture in the Madras Presidency. / Journal of Indian Art, Volume 4/ 1892, стр.43
3. Simon Ray - Indian and Islamic Works of Art. 2014
4. Simon Digby, J. C. Harle - Toy Soldiers and Ceremonial in Post-Mughal India /Ashmolean Museum/ 1982
5. Сайт, посвященный картине «Битва при Поллилуре». Включает описание хода сражения, персонажей картины, изображенных, предшествующих и последующих событий. https://www.battle-of-pollilur-painting.com
Рис.1. Коллекция Ченнайского государственного музея, Индия. Литография, 1892 г.
Рис.2. Коллекция Национального музея армии, Лондон.
Источники:
1. Simon Werrett - Willliam Congreve's rational rockets. / Notes And Records/ 2009/ The Royal Society Publishing.
2. Edgar Thurston - Brass Manufacture in the Madras Presidency. / Journal of Indian Art, Volume 4/ 1892, стр.43
3. Simon Ray - Indian and Islamic Works of Art. 2014
4. Simon Digby, J. C. Harle - Toy Soldiers and Ceremonial in Post-Mughal India /Ashmolean Museum/ 1982
5. Сайт, посвященный картине «Битва при Поллилуре». Включает описание хода сражения, персонажей картины, изображенных, предшествующих и последующих событий. https://www.battle-of-pollilur-painting.com
Иллюстрации:
Рис.4. Кавалерист с кривым мечом, 95х84х39, Частная коллекция Саймона Дигби
Рис.5. Кавалерист с кривым мечом, 94х80х39, Частная коллекция Саймона Дигби
Рис.8. Конный воин с сигнальной трубой, 90х107х35. Коллекция музея Коллекция Давида. Копенгаген, Дания.
Рис.10. Воины на слоне, 245х120х68. Коллекция музея Коллекция Давида. Копенгаген, Дания.
Рис.12. Всадник с копьем, 185х70х35. Коллекция музея Коллекция Давида. Копенгаген, Дания.
Рис.13. Всадник с копьем, 178х80х35. Коллекция музея Ашмола, Оксфорд, Великобритания.
Рис.14, 15, 16. Воины на слоне,230х140х70. Коллекция музея Ашмола, Оксфорд, Великобритания.Рис.17. Европейский солдат в треуголке с ружьем, 83х25х23. Коллекция музея Ашмола, Оксфорд, Великобритания.
Рис.18. Сипай с ружьем, 95х22х24. Коллекция музея Ашмола, Оксфорд, Великобритания.
Рис.19. Воин с фитильным ружьем на верблюде,175х85х44. Коллекция музея Ашмола, Оксфорд, Великобритания.
Рис.20. Всадник с ракетными установками, 173х85х46. Коллекция музея Ашмола, Оксфорд, Великобритания.Рис.22. Кавалерист с кривым мечом, 92х77х34. Коллекция музея Ашмола, Оксфорд, Великобритания.
Рис.23, 24. Индийские пехотинцы с длинными копьями, 20х23х23. Коллекция музея Ашмола, Оксфорд, Великобритания.
Рис.25. Махараджа и погонщик на слоне. Национальный музей армии, Лондон.
Рис.25. Махараджа и погонщик на слоне. Национальный музей армии, Лондон.
Рассказ о коллекции Национального музея армии, Лондон.
Музеи:
British Library
Британская библиотека. Лондон, Великобритания.
http://www.bl.uk
http://imagesonline.bl.uk
British Library
Британская библиотека. Лондон, Великобритания.
http://www.bl.uk
http://imagesonline.bl.uk
Victoria & Albert Museum
Музей Виктории и Альберта. Лондон, Великобритания.
www.vam.ac.uk
The Roderic Bowen Library & Archives. University of Wales Trinity Saint David
Библиотека и Архив Родерика Боуэна. Университет Уэльса Святой Троицы и Святого Давида.
Лампитер, Кередигион, Великобритания.
http://www.uwtsd.ac.uk/rbla/
Metropolitan Museum of Art
Метрополитен-музей. США, Нью-Йорк.
http://www.metmuseum.org
National Army Museum
Национальный музей армии. Великобритания, Лондон.
http://www.nam.ac.uk
Government Museum Chennai
Madras Museum
Ченнайский государственный музей. Ченнай (до 1996 года Мадрас), Индия.
http://www.chennaimuseum.org
David Collection
Коллекция Давида. Копенгаген, Дания.
http://www.davidmus.dk/en/
Ashmolean Museum of Art and Archaeology
Музей Ашмола. Оксфорд, Великобритания.
http://www.ashmolean.org
http://jameelcentre.ashmolean.org
Музей Виктории и Альберта. Лондон, Великобритания.
www.vam.ac.uk
The Roderic Bowen Library & Archives. University of Wales Trinity Saint David
Библиотека и Архив Родерика Боуэна. Университет Уэльса Святой Троицы и Святого Давида.
Лампитер, Кередигион, Великобритания.
http://www.uwtsd.ac.uk/rbla/
Metropolitan Museum of Art
Метрополитен-музей. США, Нью-Йорк.
http://www.metmuseum.org
National Army Museum
Национальный музей армии. Великобритания, Лондон.
http://www.nam.ac.uk
Government Museum Chennai
Madras Museum
Ченнайский государственный музей. Ченнай (до 1996 года Мадрас), Индия.
http://www.chennaimuseum.org
David Collection
Коллекция Давида. Копенгаген, Дания.
http://www.davidmus.dk/en/
Ashmolean Museum of Art and Archaeology
Музей Ашмола. Оксфорд, Великобритания.
http://www.ashmolean.org
http://jameelcentre.ashmolean.org
super! Thank you
ОтветитьУдалитьThanks! Come again!
Удалить