В Военном Музее в Янгоне (бывшей столице Мьянмы) хранится интересная коллекция бронзовых солдатиков и корабликов короля Бирмы - Алаунпайи.
Алаунпайа. Современная статуя перед Академией вооружения и военной техники. Мемьо, Мьянма (Бирма) |
К середине XVIII века (предположительное время создания коллекции) Бирма оказалась в огне бесконечных гражданских и завоевательных войн, причиной которых стали попытки объединить страну и усилить централизацию власти. На Юге шла война с постоянными соперниками бирманцев – монами. С Севера совершали набеги горцы из Манипура. И наконец, внутри страны, вспыхнуло крупное восстание крепостных из племени шанов. Древняя столица Бирмы Ава оказалась во враждебном окружении и в 1752 году пала под ударами монской армии. Когда-то могучая правящая династия Таунгу продемонстрировала полную несостоятельность и окончательно утратила влияние на события в стране. Свергнутый с престола последний царь Авы был пленен и увезен в Пегу – столицу монов. В этот момент, как это часто бывало в трудные для истории Бирмы времена, народные массы выдвинули энергичного и талантливого вождя способного исправить положение.
Правитель городка Моксобо, У Аун Зея (впоследствии принявший тронное имя Алаунпайа), отказался признать власть монов и отразил нападение небольшого монского отряда. Сплотив вокруг себя представителей средней и мелкой знати, остатки бирманской армии и крестьянское ополчение, Алаунпайа повел освободительную войну и, после ряда побед, в 1753 году осадил и взял Аву. Однако столицу перенес в родной Моксобо, переименовав его в «город золотого дождя» Шуэбо. Далее последовала еще серия удачных походов завершившихся в 1755 году освобождением Верхней Бирмы. В течении двух последующих лет велась методичная компания против монов, окончившаяся в 1757 году штурмом Пегу, и ликвидацией монского государства. Однако подавление отдельных очагов сопротивления и борьба с набегами манипурцев продолжались вплоть до 1760 года, когда Алаунпайа начал завоевательную компанию против Сиама. Во время осады столицы Сиама вождь бирманцев получил серьезные ранения от разорвавшейся рядом с ним пушки и вскоре умер. Его тело было перевезено в Шуэбо и похоронено при огромном стечении народа. Благодаря деятельности Алаунпайи, Бирма преодолела период феодальной раздробленности и смогла возродиться как сильное независимое государство.
В 1763 году его сын и наследник Наундоджи построил пагоду Shwe-baw-kyun в паре километров к северо-востоку от городской стены Шуэбо. В помещениях главной пагоды и в небольших угловых пристройках Наундоджи, его мать и его жена разместили более 11000 реликвий. Среди них были золотые и серебряные статуэтки Будды и персонажей, связанных с историей его жизни, а также ювелирные изделия: серьги, шкатулки, чаши и т.п., усыпанные драгоценными камнями. В 1902 году пагода подверглась нападению охотников за сокровищами. Были вскрыты и опустошены центральная пагода и одна из угловых. В следующем году городские старейшины приняли решение перенести реликвии из нетронутых помещений в более надежное место. Эта работа была описана и сфотографирована недавно образованным Департаментом Археологии Британских колоний. Подробный список обнаруженных сокровищ опубликовали в 1904 году. Среди находок оказались и бронзовые золоченые фигурки воинов и модели лодок. Предположительно фигурки когда-то украшали интерьеры королевского дворца Алаунпайи в Шуэбо, а в реликварий их поместили как обереги, которые должны были магическим образом защитить ценности от разграбления. Поскольку центральное помещение пагоды было разграблено и его содержимое осталось неизвестным, можно предположить, что бронзовых солдатиков было намного больше, но скорее всего их постигла судьба большинства исторических ценностей добываемых местными грабителям, они были переплавлены.
Пагода Shwe-baw-kyun. Шуэбо, Мьянма (Бирма) |
Среди бирманских воинов пехотинцев, артиллеристов и погонщиков слонов в характерных остроконечных шлемах, выделяются фигурки одетые по европейской моде в камзолах и шляпах-треуголках. Действительно в то время на службе в бирманских королевствах состояло много предприимчивых европейцев. Португальцы, французы и голландцы высоко ценились за свои навыки обращения с пушками, и принимали участие в битвах в качестве наемников или же пленных специалистов. В Верхней Бирме существовали целые деревни, где были расквартированы португальские солдаты, получившие за службу земельные наделы. Их потомки в течение нескольких поколений принимались на воинскую службу артиллеристами. В результате в этом регионе до сих пор встречаются люди со светлыми глазами и европейскими чертами лица. Да и в Мандалае найдется немало бирманцев-католиков ведущих свою родословную от португальских предков.
Португальский мушкетер, акварель, 1740 г. из коллекции полковника Артура Рибейро. |
В начале XVII века на юго-востоке Бирмы существовало даже небольшое государство с центром в порту Сиринам возглавляемое португальским авантюристом французского происхождения Филиппе де-Бриту. В 1599 году он сколотил отряд из португальцев и монских воинов, захватил Сиринам и был назначен князем Ракхайна губернатором. Однако вскоре он выслал королевских чиновников, прекратил уплату налогов, построил крепость Сантьяго и фактически стал полновластным правителем, контролировавшим всю морскую торговлю у побережья Бирмы. Вернуть порт обратно удалось только спустя 13 лет бирманскому королю Анаупхелуну. Бриту был казнен, а подчинённые ему португальские солдаты были депортированы в горные районы.
Бирманская военная лодка, гравюра T. Medland по рисунку Singey Bey. Иллюстрация из книги «Отчет о посольстве в королевство Аву, отправленном генерал-губернатором Индии, в 1795 году», Michael Symes. |
Наличие в коллекции солдат в европейской и бирманской одежде, позволяет предположить, что король Алаунпайа был в состоянии успешно управлять смешанной в культурном отношении армией. Модели лодок демонстрируют важность речного транспорта для военной деятельности в Бирме восемнадцатого века.
Королевская барка, гравюра T. Medland по рисунку Singey Bey. Иллюстрация из книги «Отчет о посольстве в королевство Аву, отправленном генерал-губернатором Индии, в 1795 году», Michael Symes. |
Источники:
Eighteenth-Century Burma. / The Journal of Burma Studies Vol. 15 No. 1 (2011), pp. 157–167© 2011 Center for Burma Studies, Northern Illinois University.
2. Можейко И. В., Узянов А. Н. – История Бирмы. Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, Москва, 1973.
Иллюстрации:
Рис.1. Мушкетер в треуголке и европейской одежде.
Рис.2. Бирманский мушкетер.
Рис.4. Погонщик и боевой слон.
Рис.6. Лодка. Член экипажа в европейской шляпе и брюках смотрит в подзорную трубу.
Рис.7. Лодка со смотровой площадкой на мачте. В носовой части установлена небольшая пушка.
Рис.8. Лодка с носовым украшением в виде головы дракона. В отверстия в палубе должен был крепиться специальный павильон, символизирующий присутствие на судне особы королевской крови. Длинна 35 см.
Рис.9. Лодка с традиционным кормовым украшением.
Рис.10. Мортира в носовой части одной из моделей.
Музеи:
Defence Services Museum
Военный музей, Янгон, Мьянма (Бирма)
Комментариев нет:
Отправить комментарий