воскресенье, 7 октября 2018 г.

Турнирные короны рыцарей

Турниры и охота, вот занятия достойные настоящего рыцаря в мирное время! Участвуя в них, рыцари, привыкшие всю жизнь проводить в постоянном тренинге своих воинских способностей, могли не только продемонстрировать достижения и покрыть себя неувядаемой славой, но и подзаработать.

Приблизительно к IX веку турниры до этого представлявшие собой стихийные поединки вооруженных людей и часто приводившие к побоищам с участием всех присутствующих лиц, стали проводиться по определенным правилам. Из описания хрониста Нитгарда известно о военном состязании середины IX века состоявшемся между рыцарями братьев-королей Людовика Немецкого и Карла Лысого. Крупные отряды всадников во главе со своими королями бросались друг на друга с копьями наперевес, но в последний момент, то одна, то другая сторона по обговоренному заранее порядку поворачивала коней и имитировала отступление. Собравшихся поразило не только великолепие зрелища рыцарской конницы, но и отсутствие пострадавших и раненых, несмотря на пестрый национальный состав участников и царившие тогда крутые нравы. Первым человеком, записавшим правила проведения турнира, считают Жоффруа де Прейли, по иронии судьбы погибшего в 1066 году на турнире, проводимом по его же правилам.

Knight 1250
Рыцарь, 1250 г.
Реконструкция  Graham Turner.

В XII веке турниры из Франции и Германии распространились на территориях Англии и Италии, а затем и по всей Европе. Если на раннем этапе основным типом состязаний были групповые бои (меле), то к началу XIII века количество рыцарей в группах значительно сократилось, и интерес участников продолжал смещаться в сторону поединков один на один. Появились рыцари, живущие за счет участия в турнирах, т.к. доспехи, оружие и лошадь доставались победителю, да и за самого побежденного можно было получить выкуп. Например, за 10 месяцев 1177 года рыцари Уильям Маршалл и его товарищ сколотили целое состояние, пленив 103 соперников. В конце XII века с введением тяжелых турнирных доспехов, притупленного оружия и принятия новых правил (Status Armarium ) - соревнования становятся все более безопасными.

Knightly Tournament, miniature, 1300
Турнир. Центральная фигура - Генрих I, граф Ангальт.
Манесский кодекс, ок.1300.
Библиотека Гейдельбергского университета, Германия.

Став к XIII веку массовым культурным явлением турниры обзавелись сложным и красочным церемониалом. Хорошим поводом для объявления турнира считались свадьба, рождение наследника, крестины, заключение мира и прочие события из жизни крупных феодалов. Вокруг ристалища с трибунами и ложами для знатных зрителей обычно возникал целый город из красочных шатров, где проживали приезжие рыцари со своей свитой. Как правило, тут же торговцы организовывали ярмарку. Турнир превращался во всеобщий праздник, где за воинскими состязаниями, следовали концерты, танцы и пиры. Кроме того это был отличный повод продемонстрировать последние достижения моды в одежде, доспехах и оружии как для самих участников так и для зрителей. Самые дорогие, красивые и яркие наряды доставались из запасов и пускались в дело.

Knight 1290
Рыцарь, 1290 г. 
Реконструкция Graham Turner.

Пышные и азартные зрелища возбуждали живейший интерес у представителей всех слоев средневекового общества, однако к моменту своего расцвета турнир стал в значительной мере элитарным мероприятием. Чтобы принять участие в нем, рыцарь XIII-го века должен был доказать, что по крайней мере четыре поколения его предков принадлежали к благородному сословию. Нередко ограничение по происхождению вводилось и для зрителей. Расширить традиционные рамки решились в Магдебурге, где в конце XIII века, ежегодно перед Великим постом стали проводить турниры для неженатых сыновей богатых бюргеров (купцы, ростовщики и другие зажиточные горожане). Как сообщает местная летопись (Schöppenchronik) в 1279 году немецкий поэт Брун фон Шенебек, прославившийся пересказом Песни Песней в 12000 стихов, организовал рыцарские состязания «как это делал Роланд». Будучи городским констеблем, Брун фон Шенебек разослал приглашения в Гослар, Хильдесхайм, Брауншвейг и другие саксонские города, где начинание было воспринято с большим энтузиазмом. За городом, на берегу Эльбы возвели «Грааль» - временный замок, где находилась резиденция констеблей. На дереве перед замком развесили щиты участников и любому желающему достаточно было коснуться выбранного щита, чтобы вызвать на поединок его владельца. После богослужения и совместного пира начались состязания, проходившие по настоящим турнирным правилам. На турнире была даже своя Прекрасная Дама (выбранная из числа горожанок не безупречного поведения) благосклонность, которой и являлась главным призом победителю. Им стал некий купец из Гослара. Он убедил Прекрасную Даму порвать со своим прошлым, снабдил ее богатым приданным и пристроил замуж.

Magdeburg, miniature, 1493
Магдебург. Вид с р.Эльбы.
Нюрнбергская хроника, Хартман Шедель, Нюрнберг, 1493.

Из материальных свидетельств этого события до наших дней сохранились четыре ленты из оловянно-свинцового сплава с фигурками на тему легенды о Парцифале. На невысоком основании длинной около 20 см расположены плоские односторонние фигурки, иллюстрирующие сцены из саги: победа странствующего рыцаря Гамурета в турнире за руку королевы Херцелойды, связь Гамурета и Херцелойды в результате которой родился Парцифаль, гибель Гамурета на Востоке, во время совершения новых подвигов. На некоторых лентах сохранились следы позолоты. Три из них были обнаружены во время раскопок исторического центра Магдебурга возле Старого рынка в 1951 году, четвертая в 2005. Предположительно это были турнирные короны или тиары, которыми награждались победители турниров. Известно, что например на турнире, проходившем в Смитфилде в конце XIV века призами для лучшего из рыцарей бросивших вызов (венанов) была золотая корона, а для лучшего из принявших вызов (тенанов) – золотая пряжка. По мнению историков, как минимум два факта позволяют связать короны и бюргерский «рыцарский» турнир, датировка находок и то, что Брун фон Шенебек был учеником Вольфрама фон Эшенбаха, автора знаменитейшего средневекового романа «Парцифаль», повествующего о жизни благородного рыцаря и поисках святого Грааля.

Presentation of the tournament crown, miniature, 1300
Победитель турнира получает в награду драгоценный венец.
Манесский кодекс, ок.1300.
Библиотека Гейдельбергского университета, Германия.

Наиболее близкой аналогией магдебургским находкам, является оловянно-свинцовая лента, обнаруженная в городе Лунд в Швеции. На основании, напоминающем в сечении букву D, расположены сценки из плоских фигурок: человек держит птицу на поводке, загадочное животное, человек держит за хвост коня, на котором сидит рыцарь, рыцарь практически идентичный первому и замок. Одна или две фигуры, следующие за птицей – не сохранились. Лента из Лунда является более ранней, чем магдебургские и датируется 1200 годом. Происхождение изображенного на ней сюжета пока установить не удалось.

Некоторые исследователи видят в этих изделиях предков современных плоских оловянных солдатиков, что конечно легко объясняется схожим методом изготовления.

Источники:

1. Berger D. Herstellungstechnik hoch- und spämittelalterlicher Kleinobjekte aus Zinn. / Heilig en Profaan 3 (2012). — Cothen: Rotterdam Papers 13, 2012.

2. Berger D. Gussform für Zeichen mit Kreuzigungsszene und Dreiecksspange. / M. Puhle (Hrsg.) Aufbruch in die Gotik. Der Magdeburger Dom und die späte Stauferzeit. Landesausstellung Sachsen-Anhalt aus Anlass des 800. Domjubiläums (Mainz), p.494–513. 2009

3. Berger D. Steingussformen aus dem spätromanischen-frühgotischen Magdeburg. Diplomarbeit. — Technischen Universität Bergakademie Freiberg, Fakultät für Werkstoffwissenschaft und Werkstofftechnologie, 2006. — 193 pages.

4. Николаева И., Карначук Н. История западноевропейской культуры. Часть II. Культура рыцарской среды. — Томск: ТГУ, Исторический факультет, 2002.

5. Barber Richard. The Holy Grail: Imagination and Belief . — Harvard University Press, 2005. — 488 pages.

6. Трифонова А.Н. - Бронзовые двери Софийского собора в Новгороде / Новгород и Новгородская земля. История и археология. Материалы научной конференции. Вып. 9 (1995). Новгород, 1995.


Иллюстрации:

Figured strip, tin-lead alloy, Magdeburg
Fragment of the reverse side, tin-lead alloy, Magdeburg

Рис.1. Фигурная полоса XIII век, оловянно-свинцовый сплав, 200 мм, Магдебург. Музей истории культуры, Германия, Магдебург.
Рис.2, 3. Фигурная полоса и фрагмент обратной стороны. XIII век, оловянно-свинцовый сплав, Магдебург. Национальный музей первобытной истории. Галле, земля Саксония-Анхельт, Германия

Fragment of a figured strip, tin-lead alloy, Magdeburg

Fragment of a figured strip, tin-lead alloy, Magdeburg

Рис.4, 5. Фрагменты фигурных полос. XIII век, оловянно-свинцовый сплав, позолота, Магдебург. Музей истории культуры, Германия, Магдебург.

Figured strip, tin-lead alloy, Lund

Рис.6. Фигурная полоса. Нач. XIII века, оловянно-свинцовый сплав, 154 мм. Музей истории культуры, Швеция, Лунд

Музеи:

Kulturhistorisches Museum Magdeburg
Музей истории культуры. Германия, Магдебург

Halle State Museum of Prehistory. 
Landesmuseum für Vorgeschichte  in Halle.
Национальный музей первобытной истории. Галле, земля Саксония-Анхельт, Германия

Lund, The Museum of Cultural History
Музей истории культуры. Швеция, Лунд

Комментариев нет:

Отправить комментарий