пятница, 12 октября 2018 г.

Сингапурский всадник без головы и оловянные деньги Малайзии

В 1998 году в Сингапуре во время археологических раскопок на участке между одноименной рекой и Музеем цивилизаций Азии был найден интересный артефакт – плоская свинцовая фигурка всадника на крылатом коне. Находка была с энтузиазмом воспринята местными учеными-историками, поскольку она проливала свет на раннюю историю Сингапура и оказалась старейшей свинцовой статуэткой в Юго-Восточной Азии. Дело в том, что история этого города достаточно хорошо известна примерно с XV века, когда он входил в состав Малаккского султаната, а затем султаната Джохор. Однако  впервые торговый пост на острове упоминается еще в китайских хрониках III века. До 1299 года остров входил в состав империи Шривиджая, и на нем процветало крупное поселение Тумасик (яванск. «Город у моря») имевшее важную экономическую роль, благодаря расположению на пересечении водных путей. Тогда центр города с храмами и  общественными зданиями находился на холме возвышающимся над современным Сингапуром. После распада империи Тумасик был взят штурмом и разрушен войсками яванского государства Маджапахит. Постепенно город пришел в упадок, превратившись к началу XIX века в рыбацкую деревню. 

Ancient javanese warriors
Актеры народного драматического театра ваянг-оранг
 изображают древних яванских воинов. 1923-1926, Ява, Индонезия

О древнем Сингапуре теперь можно судить лишь по редким письменным источникам да находкам археологов, ведущих раскопки в форте Каннинг Хилл и его окрестностях. Всадник из свинца был обнаружен на глубине 1,5 метра в культурном слое, содержащем артефакты XIII-XVI веков из Китая, Таиланда и Вьетнама. Двухсторонняя фигурка весом в 52 грамма снабжена широкой подставкой. Изображение на обеих сторонах одинаковое. Всадник с обнаженным торсом и ожерельем на шее, одетый в саронг до колен - традиционную одежду народов Юго-Восточной Азии, состоящую из прямоугольной полосы ткани, обернутой вокруг талии или бедер и закрепленной узлом. В руках у всадника древко, возможно копья. На лошади хорошо видна сложная уздечка, упряжь и седло, на боках имеются крылья. Голова всадника, хвост лошади и наконечник древка не сохранились. Общий стиль исполнения фигурки – яванский. Больше всего она напоминает куклу теневого театра ваянг-кулит, чрезвычайно популярного в Индонезии и Малайзии вот уже вторую тысячу лет. 

Dolls of the shadow theater Wayang-Kulit.
Рама и Сита. Куклы теневого театра ваянг-кулит.

Плоские куклы этого театра вырезаются из буйволовой кожи и тщательно раскрашиваются, при этом цвет лица строго соответствует амплуа куклы. Белое означает благородного героя, черное – бравого воина, зеленое – труса или завистника, красное – злодея. Непропорционально длинные руки кукол часто снабжаются подвижными шарнирами в локтях и плечах. Скошенный лоб, нависающий над подбородком нос, миндалевидные глаза и плотно сжатые губы завершают их неповторимый облик. Чаще всего куклы изображают принца Раму, его жену Ситу, короля демонов Равану и вождя обезьян, бога Ханумана - героев древнеиндийских эпосов Рамаяна и Махабхарата - основных источников сюжетов для театра ваянг. Кого же изображает всадник из Сингапура? По мнению ученых это либо бог Солнца Сурья, которого в XIV веке на Яве нередко изображали сидящем на коне, либо это Раджа Чулан - отец Санг Нила Утама, мифического основателя Сингапура. Согласно легенде Раджа Чулан совершил путешествие на дно моря, где прожил некоторое время в гостях у морской принцессы, будущей матери Санг Нила Утама. На землю он вернулся верхом на крылатом коне.

Javanese warrior - bodyguard
Яванский воин – телохранитель султана Джакарты
Hamengkoe Boewono VI, 1880 г. Джакарта, Ява.
Музей тропиков, Амстердам, Нидерланды.

По мнению специалистов, «Сингапурский всадник без головы» был изготовлен  примерно в XIV веке в Индонезии, на Яве или на Суматре где добывался свинец, бывший в то время важной статьей торговли. Однако статуэток из свинца в Юго-Восточной Азии известно не много, гораздо чаще встречаются фигурки из олова. На это есть две причины. Первая – богатейшие месторождения оловянной руды находящиеся на Малайском полуострове. Уже в X веке оловянные слитки стали важной статьей экспорта в городах-государствах полуострова. Приблизительно с XV века начался выпуск оловянных слитков в форме фигурок животных, которые выполняли функции денег и несли некоторый ритуальный смысл. Например, шахтеры-китайцы приносили в жертву деньги в виде животных, в надежде открыть богатое месторождение. На их родине олово  считалось приносящим удачу и защиту от злых духов, с этой целью его использовали в отделке фасадов домов. Считается, что именно с китайскими поселенцами проникла идея делать слитки-деньги в форме животных. 

Tin Animal Money of Malay Peninsula
Слитки-деньги в виде объемных фигурок, олово, XVI-XVIII век.
Национальный музей Малайзии, Куала-Лумпур.

Покупательская способность слитка определялась его весом. Самые тяжелые весили 1 kati (600 грамм), далее шли слитки номиналом 1/2 , 1/10 и 1/20 kati. Позднее вес фигурок стал рассчитываться исходя из количества олова, которое можно было обменять на один испанский серебряный доллар. Фигурки изготовляли в разных техниках, как объемные (трехмерные), так и плоские с подставкой или без. Формы для слитков использовались самые разнообразные: черепахи, краба, различных видов рыб, крокодила, дракона, кузнечика (или сверчка), бойцового петуха, кролика, белки, козла, слона и др. В частной коллекции известна одна фигурка всадника на слоне, по стилю аналогичная всаднику из Сингапура. У плоских фигурок одно и то же изображение повторялось на обеих сторонах. 

Administrative division of Malaysia
Административное деление Малайзии. Слева Западная Малайзия (султанаты), справа Восточная.

Наибольшее распространение слитки-деньги в виде животных получили в султанатах Перак, Селангор, Кедах, Негери-Сембилан, но имели хождение и в соседних малайских государствах, а также в Таиланде и на Суматре.  В настоящий момент оловянные слитки-деньги считаются крайне редкими из-за особенности олова самопроизвольно переходить в порошковую форму в условиях тропического климата. Кроме того множество старых слитков было переплавлено во времена владычества  португальцев в XVI-XVII веках. 

Источники:

1. William Shaw, Mohd. Kassim Haji Ali - Tin Hat And Animal Money. / Kuala Lumpur, Muzium Negara , 1970.

2. John Miksic - The Headless Horseman of Singapore. / Singapore, PASSAGE MAGAZINE, September/October 2012, p.13

3. Сумленова Е. – Ваянг-кулит – театр теней. /Вокруг света, Август 1988.

4. Тюрин В.А. – История Малайзии. Краткий очерк. Изд.Наука, Москва, 1980

5. Vasilijs Mihailovs - Classification of Ingot Money Forms of Malay Peninsula, Kra Isthmus and Menam Valley / Jan.04, 2002. http://www.charm.ru/coins/misc/ingotmoneyforms.shtml

6. Ben Chiew - Tin Animal Money from Malacca / October 16, 2001 / http://www.charm.ru/coins/misc/tinmalaccacoinage.shtml

7. Ipoh World - База данных по артефактам в том числе и по оловянным монетам-слиткам http://db.ipohworld.org/view/id/2294



Иллюстрации:


Rider on a winged horse, lead. SingaporeRider on a winged horse.Reconstruction


Рис.1. Всадник на крылатой лошади, XIV век, свинец, 59х55х3 мм, ширина подставки 18 мм, Сингапур. Национальный музей Сингапура.
Рис.2. Всадник на крылатой лошади. Реконструкция.

Javanese warrior on an elephant, tin.Javanese warrior on an elephant, tin.

Рис.3. Яванский воин на слоне, XVIII век, олово, 64х73 мм. Две стороны фигурки.Частная коллекция.

Elephant, tin. Malaysia.  Tin Animal moneyElephant, tin. Malaysia.  Tin Animal money

Рис.4. Слон, ок.1870, олово, султанат Перак. Ипох, Малайзия.
Рис.5. Слон, ок.1870, олово, султанат Перак. Ипох, Малайзия.

Goat, tin, Malaysia. Tin Animal moneyGoat, tin, Malaysia. Tin Animal money

Рис.6. Козел, олово, 104х72х27 мм. Национальный музей Малайзии, Куала-Лумпур, Малайзия.
Рис.7. Козел, олово, 1750, 93х62 мм. султанат Перак. Ипох, Малайзия

Dragon, Tin, Malacca Sultanate.Tin Animal MoneyRooster, tin, Malaysia. Tin Animal MoneyRooster, tin, Malaysia. Tin Animal Money

Рис.8. Дракон, олово, 81х41 мм, Малаккский султанат. Частная коллекция.
Рис.9. Петух, 1750, олово, 40х55 мм. Частная коллекция.
Рис.10. Петух, 1700, олово, 32х59 мм, султанат Перак. Ипох, Малайзия. Частная коллекция.

Rabbit, tin, Indonesia.Tin Animal MoneySquirrel, tin, Indonesia.Tin Animal Money

Рис.11. Кролик, XIV век, олово, 45х33, Палембанг, Южная Суматра, Индонезия. Частная коллекция
Рис.12. Белка, XIV век, олово, 40х35х15 мм, Палембанг, Южная Суматра, Индонезия. Частная коллекция 

Музеи:

Tropenmuseum
Музей тропиков. Нидерланды, Амстердам

Muzium Negara Malaysia
Национальный музей Малайзии. Куала-Лумпур, Малайзия

National Museum Of Singapore
Национальный музей Сингапура. Сингапур



2 комментария:

  1. Стараюсь. Добавил еще кнопок социальных сетей. Что бы проще можно было делиться понравившимися сообщениями.

    ОтветитьУдалить