Около XIII в. до н.э. на территории современной Палестины происходили полные драматизма события известные как завоевание Ханаана израильтянами. Согласно библейским источникам племена израильтян под предводительством Иисуса Навина вторглись на территорию древнего царства и начали захватывать один город за другим. Одним из центров ожесточенного сопротивления завоевателям стал город-крепость Мегиддо.
Меггидо, IX век до н.э. Реконструкция Balage Balogh.
|
И до и после описываемых событий в окрестностях Меггидо происходило множество крупных и мелких сражений, начиная с битвы египетского фараона Тутмоса III против ханаанских царей (XV век до н. э.) и заканчивая разгромом армии Османской империи английским генералом Алленби в 1918 году. Причем первая еще является и первым документально зафиксированным сражением в истории человечества. Подробное описание сражения и последовавшей осады Меггидо оставил придворный хронист Танини, сопровождавший Тутмоса III во всех походах. Неудивительно, что библейское слово Армагеддон (место, где начнется конец света), в переводе с еврейского означает – «гора Мегиддо».
Битва при Мегиддо, 1457 год до н.э. Фараон Тутмос III на колеснице во время битвы. Реконструкция Игорь Дзысь. |
Во время археологических раскопок около этого города была обнаружена бронзовая фигурка воина с саблевидным мечом и прямоугольным щитом, по времени относящаяся к падению Ханаана. По мнению ученых, это изображение одного из двух западносемитских богов Баала или Решефа (Рашапа). Первый почитался в Финикии, Ханаане и Сирии как громовержец, бог войны, неба, солнца, вод, плодородия и прочего. Постепенно через финикийцев и карфагенян (кстати, имя знаменитого карфагенского полководца Ганнибал означает «любимец Бала») его культ распространился в Египет, Испанию и Рим. Второй считался богом огня, молний и войны, покровителем оружия и губителем насылающим мор. Позднее также вошел в пантеон древнеегипетских богов. Сохранилось много статуэток и каменных стел, изображающих Бала и Решефа запечатленного в одной и той же позе с занесенным над головой оружием в правой руке, в остроконечной шапке и набедренной повязке с двумя перекрещивающимися на торсе лямками. В левой руке, как правило, щит. Угрожающая, боевая поза этих богов хорошо передает, их воинственную природу.
Баал с молнией, каменная стела. XV—XIII век до н.э. Рас Шамра (др. Угарит). Лувр, Париж, Франция. |
Источники:
1. Авдиев В.И. - История Древнего Востока. Л.: Госполитиздат, 1953.
2. Финкельштейн И., Зилберман Н. - Раскопанная Библия. Новый взгляд археологии, 2001.
3. Astrid Nunn – Götterbild. / Das wissenschaftliche Bibellexikon im Internet.2014. // https://www.bibelwissenschaft.de/de/stichwort/19712/
Иллюстрации:
Рис.1, 2, 3. Баал или Решеф, бронза, 130 мм, XIII век до н.э. (Ханаан). Меггидо. Музей Израиля, Иерусалим. Фото Ardon Bar-Hama.
Рис.4. Бог грозы и войны, 160 мм, бронза, XIV—XIII век до н. э. (Ханаан). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Рис.5. Решеф, бронза, Севастия. Музей Рувима и Эдит Гехт, Хайфа, Израиль
Рис.6. Баал, бронза, XIV—XII век до н. э. Рас Шамра (др. Угарит). Лувр, Париж, Франция
Рис.7. Баал, бронза, золото, XIV—XII век до н. э. Рас Шамра (др. Угарит). Лувр, Париж, Франция.
Музеи:
Israel Museum
IDAM
Музей Израиля. Иерусалим, Израиль.
Reuben and Edith Hecht Museum
Музей Рувима и Эдит Гехт. Хайфа, Израиль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий