Пожалуй, самой ранней антропоморфной фигуркой из свинца найденной на территории Древней Руси можно считать идола обнаруженного в 2003 году в Гнездово, месте имеющем чрезвычайное значение в истории древнерусского государства.
Гнездовские курганы, 1901 год. |
Гнездовский археологический комплекс, расположенный в 12 километрах от Смоленска, состоит из курганного могильника, нескольких поселений и городища IX – XI веков. Комплекс был случайно открыт в 1867 году во время проведения строительных работ, а с 1874 года там ведутся археологические раскопки. Древнее городище занимает территорию примерно в 16 гектар, вокруг которого расположено 1500 курганов, причем до хозяйственного освоения местности их количество достигало 4000. Таким образом, Гнездово является вторым по величине после Хедебю (Германия, 24 га) древним курганным комплексом в Восточной и Северной Европе. Для сравнения, площадь шведского древнего города Бирка - 13 га, Дублин - 12 га, Рибе (Дания) - 10 га, Гданьск (Польша) – 1 га. Население Гнездово было полиэтничным (славяне и скандинавы) и уже во второй половине X века составляло от 800 до 1000 человек. Основными занятиями жителей были торговля, ремесло, сельское хозяйство и военная служба (дружинники).
Клад X-XI вв. Найден в 1993 году во время раскопок Гнездовского селища. |
На сегодняшний день известно о четырех самостоятельных производственных участках на территории поселка занятых обработкой металла. В юго-восточной части изготавливали украшения из серебряных и медных сплавов, в западной части на правом берегу реки Свинец занимались кузнечным и ювелирным ремеслом, в восточной на левом берегу Свинца работал мастер, изготовлявший скандинавские амулеты из листового серебра. В пойменной части городища располагалась крупная производственно-хозяйственная зона по обработке и производству изделий из черных, цветных и драгоценных металлов состоявшая из нескольких мастерских. В одной из них, принадлежащей ремесленнику скандинавского происхождения, и была обнаружена свинцовая фигурка (рис.1.), предположительно изображающая Перуна, древнеславянского бога грозы, покровителя князей и дружинников. У идола хорошо проработано лицо – крупный прямой нос, круглые выпуклые глаза, усы. На голове особая шапка с навершием, состоящая из восьми лопастей. Перун одет в рубаху до колен, которая ниже пояса собранна в складки. Отчетливо выделен пояс. Правая рука лежит на животе, левая чуть ниже на поясе.
Русский дружинник. Х век. Реконструкция О. Федерова. по материалам раскопок в Гнездово |
Прямых аналогий гнездовской фигурки не известно, тем более что находка объемного человеческого изображения в древнерусских памятниках конца IX - начала XI веков - чрезвычайная редкость. Однако в позе, одежде и внешнем облике фигурки много общего с так называемыми “Перунчиками” обнаруженными в Новгороде, окрестностях Вятки, Прикамье и на острове Вайгач (в святилищах Болванский Нос и Сиртя-Сале найдено 7 штук различной сохранности). Они представляют собой плоские бронзовые подвески, выполненные в технике одностороннего литья по восковой модели. Над головой выступает петля для подвешивания, у некоторых фигурок просматривается головной убор. Поверх подпоясанной длинной рубахи надета кольчуга. Положение рук повторяет позу Гнездовского идола. Только у двух фигурок правая рука поднята вверх и держит рог - атрибут дружинника. По мнению ученых это славянские подвески-обереги связанные с воинской средой, центр производства которых находился либо в Новгороде, либо в Прикамье. Распространение их в северо-восточных областях связано с походами новгородских дружин на Югру и освоением славянскими поселенцами районов Прикамья и Приобья.
Знатный скандинавский воин русской дружины. Середина X века. Реконструкция О. Федерова. |
Другая аналогия идола из Гнездова, это скандинавские и славянские фигурки получившие название «карманных божков». Необходимо заметить, что карманы как таковые появились только в 17 веке, а мелкие предметы в древности носили в кошельках на поясе. Выражение же «карманные», всего лишь устоявшийся термин, отражающий небольшие размеры фигурок. Предназначение фигурок спорно и некоторые исследователи считают их фишками для игры, однако например в «Саге о Халльфреде» рассказывается, что скальд Халльфред Трудный был обвинен в том, что он носит с собой в сумке маленькое изображение бога Тора, хотя и принял уже христианство по воле своего конунга Олафа Трюггвасона. Наибольшее сходство с идолом из Гнездова имеют божки из Линдбю (Швеция) и Шведта на Одере (Германия). Первый считается изображением скандинавского бога Одина, поскольку правый глаз фигурки изображен прямой линией, а левый изогнутой. Как известно, Один пожертвовал свой глаз, что бы обрести мудрость. Вторая фигурка обнаружена при раскопках западнославянского городища на территории современной Германии. На конической шапке божка заметны вертикальные полосы как на головном уборе идола из Гнездова.
Вполне возможно все рассмотренные фигурки являются звеньями традиции воинского амулета перешедшей из Северной Европы в Восточную, от скандинавов к славянам и далее в Прикамье и к северным народам.
Источники:
1. Алешковский П.М. – Языческий амулет-привеска из Новгорода // Советская Археология. 1980. №4, С.284
2. Макаров Л.Д. Славянские языческие амулеты со Средней Вятки // Плесский сборник: Материалы научно-практической конференции. Плес, 1993. Вып.1. С.197-201.
3. Мурашева В.В. - «"Карманный божок" эпохи викингов» // Фетисов - А.А., Щавелев А.С. – Викинги между Скандинавией и Русью. / Вече / 2009
4. Недошивина Н.Г.- Ритуальные литые фигурки со святилищ острова Вайгач // Советская Археология. 1996. № 2. С. 200—201.
5. Ениосова Н.В., Мурашева В.В., Пушкина Т.А. - Исследования Гнездовского комплекса археолоических памятников // Археологические открытия 1991-2004 гг. Европейская Россия. ИАРАН. Москва. 2009. с.371-385
6. Пушкина Т.А. - Бронзовый идол из Черной Могилы // Вестник МГУ Серия 8. История. № 3. 1984. С. 86—87.
Иллюстрации:
Рис.1. Гнездово, кон.X – нач. XI века. свинец. 29x8 мм
Рис.2. Новгород, XII век, бронза, 68 мм
Рис.3. Пермская губерния, бронза, 68 мм. Государственный исторический музей.
Рис.4, 5, 6. о. Вайгач, XI-XII век, бронза, 68 мм. Государственный исторический музей.
Рис.7. Чердынь, бронза, 68 мм, Чердынский краеведческий музей
Рис.8. Вятка, 71 мм, бронза.
Рис.9. Кинтусовский могильник (п.Салым), X-XIII век, бронза.
Рис.10. Шведт на Одере (Бранденбург, Германия), XI-XII век, бронза, 150 мм. Музей доисторического периода и ранней истории, Германия
Рис.11. Один. Линдбю (Сконе, Швеция), XI век, бронза, 69 мм, Государственный исторический музей, Стокгольм.
Рис.12.Фрей. Рэллинге (Швеция), XI век, бронза. Государственный исторический музей, Стокгольм.
Рис.13. Тор. Эйрарланд (Исландия), XI век, бронза, 64 мм. Исландский национальный музей, Рейкьявик.
Рис.14. Курган Черная могила (Чернигов, Украина), X век, медный сплав, 47х27мм. Государственный исторический музей.
Рис.15. Воронежская область, XII век, бронза.
Музеи:
Государственный исторический музей
Государственный исторический музей. Россия, Москва.
Чердынский краеведческий музей
Чердынский краеведческий музей им. А.С.Пушкина. Россия, Пермский край, г.Чердынь.
Museum für Vor- und Frühgeschichte
Музей доисторического периода и ранней истории. Германия, Берлин.
Swedish Museum of National Antiquitie
The Swedish History Museum Statens historiska museum
Государственный исторический музей. Стокгольм, Швеция.
National Museum of Iceland
Исландский национальный музей. Исландия, Рейкьявик