Пожалуй, история этого раннеславянского племенного объединения не менее туманна, чем история происхождения собственно славян. Существует три основных версии, описывающие происхождение и этнический состав антов. О причинах их исчезновения с исторической сцены, также нет единого мнения. Хотя первое письменное упоминание антов датируется III веком, традиционно временем антов считают период с IV по VII века н.э. В 375 году анты заявили о себе отбив нападение готов, однако уже в следующем сражении с готами Витимира потерпели поражение, при этом погиб их вождь Бож вместе с сыновьями и семидесятью старейшинами.
Славянские и балтийские культуры в V – VI веках н.э. (автор Коряков Юрий) |
На протяжении последующих веков анты упоминаются в византийских и некоторых других источниках, ведущими непрерывные войны с готами, гуннами, аварами, византийцами, попеременно заключая с ними союзы или оказываясь в зависимости. Последнее письменное упоминание о них датируется 602 годом, когда аварский хакан отправил карательную экспедицию во главе с военачальником Апсихом, против антов. Впрочем, результат экспедиции не известен.
Всадник - ант. Реконструкция Шаменкова С.И. (Rogala) |
Современные исследователи отождествляют летописных антов с Пеньковской археологической культурой, а период становления союза соотносят с Черняховской культурой. Среди археологических находок, относящихся к антам, чаще всего встречаются украшения одежды или конской сбруи из золота, серебра, бронзы и свинцовых сплавов. Характерный пример антских древностей - Мартыновский клад, состоящий из 120 изделий из серебра, с его необычными фигурками «пляшущих человечков». Клад был обнаружен в 1909 году в селе Мартыновка (Украина, район Поднепровья). В настоящее время клад хранится в Музее исторических драгоценностей Киево-Печерской лавры.
Одежда антов. Киевская и пеньковская археологические культуры. Реконструкция Васіна З, по материалам Мартыновского клада |
В начале 1920-х годов в Греции недалеко от города Велестино был найден набор из 21 металлической фигурки религиозно-культового назначения, датируемый VI – VII веками н.э. и относящийся к антской культуре. Впервые коллекцию опубликовал в 1952 году немецкий ученый Йоахим Вернер.
Воины - анты. Реконструкция Шаменкова С.И. (Rogala) |
Бронзовые и свинцовые фигурки из набора изображают людей (3 мужчины и 2 женщины) и животных (собака, волк, лев, петух, утка, бык, олень, корова и др.). По мнению ученых, набор принадлежал волхвам и является своеобразной иллюстрацией славянской мифологии. Возможная современная аналогия - игрушечные наборы сказочных героев, с помощью которых можно не только рассказать, но и наглядно показать определенный сюжет.
Мужчина «антского» времени, VII в. По материалам Гапоновского клада. Реконструкция Семричинской С.А. |
Фигурки односторонние, большинство выполнено из бронзы в технике литья по восковой модели в двустороннюю разъемную глиняную форму. Имеют слабый рельеф. Размер фигурок от 4 до 14 сантиметров. В настоящий момент коллекция хранится в в музее Принстона (США), за исключением фигурки льва хранящейся в Британском музее (Лондон).
Источники:
2. Щеглова О. А. Тайна «пляшущих человечков» и «следы невиданных зверей». Антропо- и зооморфные изображения в раннеславянской металлопластике/Славяно-русское ювелирное дело и его истоки — СПб., 2010. — с. 146—174
3. Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.
Иллюстрации:
Рис.1. Бородатый мужчина в плаще или кафтане украшенном символами солнца. На голове диадема. Небесный бог или князь в образе бога солнца.
Рис.2. Всадник в аварском шлеме со щитом и саблей. Возможно изображение Сварожича.
Рис.3. Воин с топором и щитом. Возможно бог-громовержец Перун.
Рис.4 -19. Фигурки из Велестинского клада.
Музеи:
Princeton University Art Museum
Музей искусств Принстонского университета. США. Штат Нью-Джерси. Принстон.
British Museum
Британский музей. Великобритания, Лондон.
Комментариев нет:
Отправить комментарий