В эпоху раннего средневековья, у тюркоязычных кочевых народов населявших территории от Урала до Забайкалья и от Минусинской котловины и Верхнего Приобья до Внутренней Монголии, Восточного Туркестана и Средней Азии пользовались популярностью бронзовые бляшки с изображениями всадников, пеших воинов и боевых коней.
Первые находки бляшек связаны с профессиональными грабителями курганов, черными археологами XVII - XVIII веков, т.н. «бугровщиками». Самые ранние упоминания о раскопках сибирских курганов относятся к 1669 году. В XVII веке с началом сезона русские поселенцы объединялись в артели и отправлялись на раскопки курганов расположенных главным образом на левом берегу Иртыша. Однако по настоящему массовым явлением «бугровщики» стали с назначением на должность губернатора Сибири князя Матвея Петровича Гагарина в 1711 году.
Князь Матвей Петрович Гагарин. Предполагаемый портрет. |
Раскопки повелись под государственным контролем по рекам Тоболу, Иртышу и Енисею. С подачи губернатора царь Петр I в 1718 году подписал два указа, фактически узаконивших промысел, первый предписывал отправлять все добытое золото в Московскую и Петербургскую аптеки, второй назначал размер денежного вознаграждения за находки. Из могильного золота присланного Гагариным и его последователями, была сформирована знаменитая Сибирская коллекция Петра I, которая находится ныне в Государственном Эрмитаже.
Поясная пластина, золото. Из Сибирской коллекции Петра I. Государственный Эрмитаж. |
Поясная пластина, золото. Из Сибирской коллекции Петра I. Государственный Эрмитаж. |
По словам участника российского посольства в Китай англичанина Джона Белла, проехавшего в 1719 -1720 годах по Сибири «много народу ходит каждое лето из Томска и других мест на равнину за 9-10 дней пути к могилам, раскапывает их и находит много золота, серебра, бронзы и драгоценных камней, мечи и оружие, уборы сёдел и уздечек». Примерно к середине XVIII века промысел значительно сократился, как из-за отсутствия приметных нетронутых могил, так и из-за недовольства местного населения (нередко артели бугровщиков подвергались нападениям).
Всадники, золото. Из Сибирской коллекции Петра I. Государственный Эрмитаж. |
Необходимо отметить, что современные исследователи склоны значительно сократить масштаб разграбления курганов в XVII - XVIII веках. Дело в том, что под видом бугровщиков, могли скрываться нелегальные старатели, которые добывали золото на незаконных приисках, а значит, не платили налоги. Частыми были случаи, когда они сдавали в казну золото, якобы найденное в могилах в виде слитков, а не золотых изделий и не могли внятно объяснить, где оно было добыто. Кроме того, современные раскопки подтвердили, что многие курганы были разграблены задолго до появления русских поселенцев, еще современниками захоронений, а процент содержания в нетронутых погребениях золотых вещей не значителен.
В воспоминаниях Д. Белла также имеется первое упоминание бронзовой бляшки в виде всадника. В Томске бугровщики показали ему «вооруженного человека верхом на коне, отлитого из желтой меди, непонятного назначения и происхождения».
По различным признакам известные бляшки можно разделить на пять групп.
Первая группа – легковооруженные всадники, движущиеся слева направо. На воинах халаты с длинными полами и треугольными отворотами на груди, на правом боку колчан. На ногах сапоги с острыми носами. Лошади покрыты длиннополыми черпаками. Рис.1, 2, 3, 4.
Тяжеловооруженный тюркский воин. VII-X вв. Реконструкция по материалам Горного и лесостепного Алтая. |
Вторая группа – всадники с диском за спиной. Воины в защитном облачении и с оружием в руках сидят верхом на заседланных и взнузданных лошадях. Бляшки этой группы можно разделить на две подгруппы: панцирные всадники-копьеносцы, с клинками на поясе и всадники-лучники стреляющие из лука. Копьеносцы держат копья двумя руками выставив перед собой. Назначение диска точно неизвестно, наиболее частое предположение, что это нимб. Рис. 5, 6, 7, 8, 9.
Третья группа – скачущие всадники без диска за спиной. Всадники вооружены луком. Встречаются изображения воинов стреляющих обернувшись назад. Рис. 10, 11, 12, 13,14.
Легковооруженный тюркский воин VII-X вв. Реконструкция по изобразительным материалам Саяно-Алтая |
Четвертая группа – представлена одной фигуркой изображающей пешего лучника. Воин облачен в длинный ламеллярный доспех до колен, на голове конический шлем, за спиной диск. Рис.15.
Пятая группа - взнузданные и заседланные лошади без всадников. Рис. 16, 17.
По предположениям ученых бляшки пришивались или подвешивались на одежду или головной убор воинов и использовались в качестве украшений-оберегов.
Источники:
1. Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. Типология бронзовых бляшек с изображением всадников и лошадей на торевтике тюркских кочевников в Центральной Азии раннего Средневековья. // Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Выпуск 6. Сборник научных трудов. / Под ред. В.И. Соёнова, В.П. Ойношева. Горно-Алтайск: АКИН, 2007. 142 с.
2. П.П. Азбелев К истории седельного декора. // Древности Сибири и Центральной Азии. №3 (15). Горно-Алтайск: 2010. С. 75-91.
3. Соловьев А. И. Оружие и доспехи: Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья./ Художник М.А. Лобырев. Новосибирск: Инфолио-Пресс, 2003.
4. С.И. Руденко Сибирская коллекция Петра I. / Свод археологических источников Д3-9. М.-Л.: 1962. 52 с.+27 табл.
5. Э.Б. Вадецкая Роль бугровщиков и мифы «о могильном золоте» на Енисее. // Советская Археология. 1971. №2. С. 208-211.
6. Е.Ф. Королькова Сибирская коллекция Петра I — первое российское археологическое собрание. // Основателю Петербурга: Каталог выставки [в Эрмитаже]. СПб: «Славия». 2003. С. 190-199.
7. М.П. Завитухина Золотая фигурка конного лучника V-IV вв. до н.э. - художественное произведение круга Сибирской коллекции Петра I. // Сообщения государственного эрмитажа. [Вып.] LIV. Л.: «Искусство». 1990. С. 21-25.
Иллюстрации:
Рис.1. Из раскопок городища Канка (средневековый Чач).
Рис.2. Бирский могильник. Южный Урал. VIII век.Рис.3. «Чикойский всадник». Республика Бурятия, Кяхтинский район, поселение Дурены, река Чикой. Кяхтинский краеведческий музей.
Рис.4. Минусинская котловина. Минусинский краеведческий музей.
Рис.5. Семипалатинск. IX-X век.
Рис.6. Прииртышье. Рисунок с не сохранившейся бляшки из коллекции Д.В. Де Генина.
Рис.7. Алтай. Гилево XII.
Рис.8, 9. Алтай. Восточный Казахстан. Кондратьевка IV. Культура кимаков. IX-X век.
Рис.12. Копенский чаа-тас. VII-VIII вв. Государственный исторический музей. Москва.
Рис.13. Село Копёны, Боградский район Хакасии, VII-IX век. Частная коллекция.
Рис.14. Обь-Иртышье. Из находок «бугровщиков»
Рис.15. Алтай. Село Кулундинское. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Рис.16, 17. Восточный Туркестан. Дуньхуан.
Музеи:
Государственный Музей Эрмитаж.
Государственный Эрмитаж, Россия, С.Петербург.
https://www.hermitageshop.ru
https://www.hermitageshop.ru
Кяхтинский краеведческий музей имени академика В.А. Обручева.
Кяхтинский краеведческий музей. Россия, Бурятия, г. Кяхта.
Минусинский краеведческий Музей им. Н.М. Мартьянова.
Минусинский краеведческий музей. Россия, Красноярский край, г. Минусинск.
Государственный исторический музей.
Государственный исторический музей. Россия, Москва.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Музей антропологии и этнографии. Россия, Санкт-Петербург.
Уважаемые посетители! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой блог, пишите комментарии! Делайте репосты с помощью кнопок социальных сетей! Делитесь новой информации или материалами!